Бюджет для граждан

Бюджет для граждан г. Бреста 2019  — в формате PDF 921 кб

                                                Введение

2019 год – юбилейный для финансовой системы Республики Беларусь. За 100 лет своего существования она прошла трудный путь создания, становления и поступательного развития, включая такие знаковые вехи, как принятие первого бюджета БССР в 1921 году, послевоенное восстановление, а также выстраивание в начале 90-х годов фактически  с  нуля институтов, необходимых для эффективного функционирования молодого суверенного государства, в том числе собственной финансовой системы.

Для всех, кто интересуется государственными финансами, Брестский горисполком продолжает реализацию стартовавшего в 2018 году проекта «Бюджет для граждан», дающего возможность каждому жителю города узнать максимум информации о бюджете и бюджетном процессе.

Бюджет для граждан – 2019 базируется на нормах Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2019 год», положениях основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2019 – 2021 годы, а также Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и представляет собой информацию о формировании бюджета и направлениях использования бюджетных средств, изложенную в максимально простой и доступной форме.

                  Бюджет и бюджетная система Республики Беларусь

Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства в течение финансового года, который устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, организаций и индивидуальных предпринимателей в интересах финансирования государственных и иных общественно значимых расходов.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты. Республиканский бюджет утверждается в форме закона, местные бюджеты – решений местных Советов депутатов.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах единства, полноты отражения доходов и расходов бюджетов, сбалансированности бюджетов, гласности и открытости, самостоятельности бюджетов, эффективности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, достоверности бюджетов, ответственности участников бюджетного процесса.

Бюджетный процесс обеспечивает государство основным финансовым планом.

                            Этапы бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются Президент, Парламент, Правительство, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, органы Комитета государственного контроля, иные государственные органы, а также распорядители и получатели бюджетных средств.  Составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов, контроль за их исполнением, а также составление, рассмотрение и утверждение отчетов об их исполнении – это непрерывный процесс участников.    

 

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в бюджет в соответствии с действующим законодательством. Чем выше уровень экономического развития территории, тем больше собственных (налоговых и неналоговых) доходов поступает в местный бюджет.

Доходы бюджета формируются за счет:

⸎ налоговых доходов;

⸎ неналоговых доходов;

⸎ безвозмездных поступлений.

Налог – обязательный безвозмездный платёж, взимаемый Правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц в целях финансирования расходов государства. В Республике Беларусь виды налогов, сборов (пошлин), порядок их исчисления и сроки уплаты, а также плательщики установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь. 

Неналоговые доходы – это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные платежи, которые включают в себя поступления от иностранных государств, международных организаций, а также другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты –  это бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе. Они предусматриваются для обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий. Трансферт, передаваемый другому бюджету на осуществление целевых расходов, называется субвенцией.

При недостаточности в нижестоящем бюджете собственных доходов для финансирования его расходов, в целях обеспечения сбалансированности из вышестоящего в нижестоящий бюджет межбюджетный трансферт передается в виде дотации.

Таким образом, налоги, сборы (пошлины), неналоговые поступления и средства, получаемые местными органами власти в качестве поддержки из вышестоящих бюджетов (дотации и целевые субвенции) являются источником финансирования расходов местных бюджетов.

В свою очередь расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

За счет средств местных бюджетов обеспечивается работа учреждений дошкольного и общего среднего образования, поликлиник и больниц, удешевляется стоимость жилищно-коммунальных услуг и услуг пассажирского транспорта, предоставляемых населению, реализуются мероприятия по социальному обеспечению граждан, создается и содержится местная улично-дорожная сеть, инженерная инфраструктура к жилью, содержатся органы исполнительной и распорядительной власти. 

Соотношение между доходной и расходной частями бюджета определяет итоговое сальдо бюджета. В зависимости от величины этого сальдо бюджет может быть сбалансированным, профицитным или дефицитным.

Сбалансированный бюджет – бюджет, в котором расходы равны его доходам и иным поступлениям в бюджет.

Если доходы бюджета превышают его расходы, то формируется профицит бюджета.

Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета.

Все доходы, расходы, источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета структурированы в единой бюджетной классификации Республики Беларусь.

Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы. Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы.

Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства.

Ведомственная классификация расходов отражает адресное распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджета.

Экономическая классификация расходов является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию независимо от раздела функциональной классификации бюджета и получателя средств.

Классификация финансирования дефицита бюджета — это группировка источников финансирования, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Город Брест в цифрах (по состоянию на 01.01.2019 года)

                                      Городской бюджет на 2019 год 

Формирование городского бюджета осуществлялось с учетом прогноза социально-экономического развития и параметров денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, изменений налогового и бюджетного законодательства.

Реализуемые в 2019 году меры налоговой политики направлены на упрощение налогового администрирования, порядка взимания основных налогов и сборов, привлечение инвестиций в экономику, стимулирование реинвестирования прибыли в развитие производства и увеличение в перспективе поступлений налогов в бюджет и включают:

Бюджетная политика в 2019 году будет направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение благосостояния граждан и усиление социальной направленности бюджета, своевременное и полное исполнение долговых обязательств, повышение эффективности бюджетного планирования, а также на рациональное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития.

В общем объеме доходов предусмотрены: налоговые доходы – 301,8 млн. рублей, неналоговые доходы – 27,1 млн. рублей, безвозмездные поступления – 10,5 млн. рублей.

Основными источниками собственных доходов городского бюджета являются подоходный налог с физических лиц (32,2% от общего объема поступлений), налог на добавленную стоимость (19,5%), налоги на собственность (15,4%), налог на прибыль (13,9%), другие налоги от выручки от реализации товаров, работ и услуг (9,0%).

В функциональной структуре расходов городского бюджета на 2019 год предусмотрены расходы на национальную экономику, национальную оборону, здравоохранение, образование, физическую культуру, спорт, культуру, социальную политику, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство.

 

Структура расходов бюджета города Бреста на 2019 год по отраслям

Объем всех расходов – 344,9 млн. рублей

С бюджетным финансированием в объеме 313,3 млн. рублей (90,8% всех расходов) в 2019 году за счет средств городского бюджета реализуются 11 государственных программ (с включением в них 26 подпрограмм).  Финансирование расходов в рамках государственных программ осуществляется с учетом выполнения конкретных программных мероприятий, что позволяет сконцентрировать бюджетные расходы на приоритетных направлениях социально-экономического развития.

Социальные расходы бюджета остаются самыми значительными.  В числе важнейших социальных расходных статей – расходы на финансирование учреждений, образования, здравоохранения и физической культуры, спорта, культуры, социальной политики составляют 255,3 млн. рублей или 74,0%.

                                                 Образование

Расходы на образование запланированы в сумме 129,5 млн. рублей, из которых будет направлено:

76,1 млн. рублей – на финансирование учреждений общего среднего образования;

         45,0 млн. рублей – учреждений дошкольного образования;

4,9 млн. рублей – дополнительное образование детей и молодежи.

Целями государственной программы «Образование и молодежная политика на 2016 – 2020 годы» определены повышение качества и доступности образования, а также развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность. Результатом, характеризующим достижение целей Государственной программы, являются:

                                      Здравоохранение

Финансирование отрасли «Здравоохранение» составит 107,1 млн. рублей, в том числе:

99,2 млн. рублей — обеспечение медицинской помощью населения (финансирование организаций здравоохранения, находящихся в собственности г. Бреста);

7,9 млн. рублей – другие расходы, из которых – 4,3 млн. рублей расходы на капитальное строительство.

Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы важнейшей задачей в здравоохранения определено:

повышение эффективности системы здравоохранения,

повышение качества услуг системы здравоохранения,

сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте,

создание условий для увеличения ожидаемой продолжительности жизни.          Основным показателем достижения поставленных задач является увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2020 году до 75 лет.

                                                              Социальная политика

Одним из основных направлений социальной защиты является реализация мероприятий Государственной программы «О социальной защите и содействии занятости населения» на 2016-2020 годы.

                                                 Культура

 

Расходы на финансирование сферы культуры предусмотрены в сумме 4,3 млн. рублей, которые будут направлены на содержание учреждений культуры собственности г. Бреста, проведение культурно-массовых мероприятий и иные расходы в сфере культуры.

 

         Реализация Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы направлена на:

— повышение доступности, качества и разнообразия культурных продуктов и услуг,

— обеспечение сохранности историко-культурных ценностей,

— поддержку развития всех видов искусства и творчества, народных художественных ремесел.

Физическая культура и спорт

Расходы на физическую культуру и спорт запланированы в сумме 2,8 млн. рублей. Данные средства позволят обеспечить:

проведение спортивных, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

функционирование специализированных учебно-спортивных учреждений и спортивных клубов;

проведение других мероприятий в области физической культуры и спорта.

Реализация государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы направлена на приобщение различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, создание условий для развития детско-юношеского спорта, дальнейшее совершенствование качества организации подготовки спортивного резерва национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта. Основным показателем программы является:

Жилищно-коммунальные услуги  и жилищное строительство

Значительная сумма расходов бюджета г. Бреста – 19,6% или    67,5 млн. рублей будет направлена на финансирование отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

 

 

 

 

 

Расходы на жилищно-коммунальные услуги и  жилищное строительство предусматривают:

Цель государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016-2020 годы» — обеспечение комфортных условий проживания и благоприятной среды обитания, в первую очередь за счет повышения эффективности и надежности функционирования объектов ЖКХ с одновременным снижением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг.

Сводный целевой показатель указанной программы:

                                          Национальная экономика

 На отрасль национальной экономики будет направлено 10,5 млн. рублей. Основными направлениями расходования средств являются:

Реализация государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы направлена на формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, увеличение вклада туризма в развитие национальной экономики.

Основным показателем программы является:

 

                                  Национальная оборона

На национальную оборону планируется направить 0,08 млн. рублей. Эти средства будут использованы на финансирование расходов по содержанию пунктов управления территориальной обороны, созданию и содержанию запасов материальных средств на выплату компенсаций за период прохождения сборов индивидуальными предпринимателями, лицами, временно не работающими, а также безработными.

                                 Общегосударственная деятельность

Расходы на общегосударственную деятельность включают в себя:

расходы на осуществление общегосударственных мероприятий – 9,8 млн. рублей. По данному направлению финансируются расходы по обеспечению функционирования государственных архивов, а также государственных органов, выполняющих общегосударственные функции;

расходы на обслуживание государственного долга – 0,2 млн. рублей;

расходы резервных фондов – 1,5 млн. рублей, из них резервный фонд финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами – 0,2 млн. рублей.

                                 Строительство, реконструкция и ремонт