ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА   О состоянии охраны труда и производственного травматизма в организациях города Бреста

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

  О состоянии охраны труда и производственного травматизма в организациях города Бреста в рамках требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»

Одним из направлений системной работы по обеспечению общественной безопасности и дисциплины в рамках требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. №1        «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее – Директива №1) на территориальном и на ведомственном уровне, является принятие мер по снижению гибели и травмирования граждан на производстве.

В соответствии со статьями 41 и 45 Закона Республики Беларусь     «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», ст.10 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы, связанные с охраной труда, в частности осуществляют государственное управление охраной труда на территориальном уровне, надзор за соблюдением законодательства об охране труда, анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, разработку и реализацию мер по их профилактике, пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях и др.

По состоянию на 1 апреля 2019 года на территории г. Бреста зарегистрировано 314 предприятий и организаций коммунальной и 6009  организаций частной формы собственности.

Во исполнение требований законодательства Брестским городским исполнительным комитетом (далее – горисполком), администрациями Ленинского и Московского районов города (далее – администрации районов) во взаимодействии с руководителями, трудовыми коллективами предприятий и организаций города, уполномоченными государственными органами надзора и контроля,  профсоюзами, другими заинтересованными службами проводится значительная работа по осуществлению государственного управления охраной труда, предупреждению производственного травматизма, обеспечению безопасных условий труда работающих.

В течение 2018 года контролировался ход выполнения мероприятий подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы по Брестской области на 2018 год (далее — подпрограмма 2), на реализацию которых исполнителями подпрограммы в отчетном периоде израсходовано 12893,0 тыс. рублей  (план на 2018 год – 12888,9 тыс. руб.).

СПРАВОЧНО: Приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов условия труда на 478 рабочих местах, улучшены условия – на 858.

За 2018 г. в организациях города снижен до допустимых значений уровень шума на 238 рабочих местах (задание на 2018 год — 208), вибрации —  на 14 (8), запыленности — на 28 (23), загазованности — на 26 (20).

 Приведены в соответствие с нормативными требованиями: уровень освещенности — на 44 рабочих местах (37), параметры микроклимата на 46 (38). Занятость работающих во вредных и (или) опасных условиях труда снизилась на 58 человек (56).

Задания по обеспечению работающих санитарно-бытовыми помещениями выполняются в соответствии с принятыми планами.

Выведено из эксплуатации 11 зданий и сооружений, находившихся в технически неудовлетворительном состоянии (задание на 2018 год – 9), реконструировано – 8 (7), произведен ремонт – 6 (4). Заменено и модернизировано 28 единиц устаревшего технологического оборудования (26).

25 октября 2018 года на СП ОАО «Брестгазоаппарат» проведен городской День охраны труда с приглашением главных инженеров организаций коммунальной формы собственности, а также не имеющих вышестоящих органов управления, а также представителей органов надзора и контроля, в котором приняло участие 326 руководителей и специалистов организаций города.

За 2018 год состояние охраны труда и выполнение требований Директивы №1 дважды рассматривалось на заседании горисполкома и 1 раз на заседании сессии городского Совета депутатов.

СПРАВОЧНО: 24 апреля 2018 года рассмотрены вопросы: «О состоянии охраны труда и производственного травматизма в организациях города Бреста в рамках требований Директивы Президента РБ от 11.03.2004 г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (принято решение горисполкома № 560 от 24.04.2018); «О несчастном случае со смертельным исходом, произошедшим 30 января 2018 г. в ООО «Продом» (принято решение горисполкома 561 от 24.04.2018).

12 сентября 2018 года на очередной сессии городского Совета депутатов рассмотрен вопрос: О мерах по профилактике травматизма и гибели людей на производстве, при пожарах, ДТП, на воде» в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь №1 «О мерах общественной безопасности и дисциплины».

На заседаниях заслушивались руководители организаций различных форм собственности, в которых произошли несчастные случаи со смертельным исходом, тяжелыми последствиями, дается принципиальная оценка работы руководителей всех уровней управления по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, анализируются недостатки в работе, принимаются дополнительные меры по их устранению. Решения доводятся до всех заинтересованных лиц.

В принятых решениях обозначен комплекс мер по недопущению несчастных случаев на производстве (руководителям предприятий, в которых произошли несчастные случаи, назначена внеочередная проверка знаний).

 На 4 заседаниях Брестской городской комиссии по охране труда      (27 февраля 2018, 29 мая 2018, 26 сентября 2018, 20 декабря 2018) рассмотрены:  обстоятельства и причины по 19 произошедшим несчастным случаям с тяжелыми последствиями на производстве, о несчастном случае со смертельным исходом, произошедшим в филиале «Брестреставрация» ОАО «Белреставрация» 5 мая 2018 года (ДТП, отсутствует вина нанимателя); вопросы безопасности и гигиены труда; результаты рейдов мобильной группы; результаты работы специалистов по охране труда коммунальных организаций города; о взаимодействии Брестского городского объединения профсоюзов с органами власти и нанимателями по повышению дисциплины, качества условий труда, снижению уровня производственного травматизма; анализ состояния охраны труда в организациях коммунальной формы собственности, а также не имеющих вышестоящих органов управления с определением направлений профилактической деятельности.

Протоколы комиссий доводятся до всех заинтересованных лиц. Осуществляется контроль за их исполнением.

В 2018 году проведены семинары по актуальным вопросам охраны труда 33 с участием надзорных органов и профсоюзов, месячники безопасности труда в промышленности,  проводится работа по социальной рекламе в области охраны труда (социальная реклама размещена на  21 рекламной конструкции, а также 7 видеороликов, 6 телесюжетов, 6 публикаций). Проведен городской конкурс на лучшую организацию работы по охране труда в 2017 году.

 25 апреля текущего года состоится городской конкурс детского рисунка, плаката, фотографии, приуроченный всемирному Дню охраны труда и награждение победителей городского конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в 2018 году.

Проведена корректировка Положения о системе управления охраной труда в городе Бресте решением горисполкома от 14.02.2018 №231.

Осуществляется работа по обучению, проверке знаний и переподготовке специалистов по вопросам охраны труда.

Однако эффективность работы  горисполкома в части проведения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и членов комиссий организаций и предприятий города  в 2018 году снизилась.

За январь — декабрь 2018 г. проведено 63 (за 2017 год — 62) заседания комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда, в которых  прошли проверку знаний по вопросам охраны труда 1092 (1203) должностных лица. На базе высшего образования проходят переподготовку по специальности «Охрана труда» 2 работника, требуется переподготовка еще 25 специалистов.

За I квартал  текущего года наблюдается положительная динамика: проведено 21 (за I квартал 2018 года – 17) заседаний комиссии, в которых прошли проверку знаний по вопросам охраны труда 409 (292) должностных лиц.

Укомплектованность организаций города специалистами по охране труда по состоянию на 01.04.2019 года составляет  100 % (218  человек).

О руководителях и должностных лицах организаций, не прошедших в установленном порядке проверку знаний по вопросам охраны труда, своевременно информируется Брестское областное управление Департамента государственной инспекции труда.

Несмотря на проведенную всеми заинтересованными организационную работу по профилактике производственного травматизма и соблюдению требований Директивы   № 1, по состоянию на 31 декабря 2018 года не выполнен целевой показатель подпрограммы 2 по снижению  уровня численности потерпевших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом не менее чем на 1% к уровню предыдущего года.

Принимаемые меры позволили минимизировать объективные факторы, влияющие на производственный травматизм. Однако значительный рост в 2018 году по городу производственных травм указывает на наличие недостатков и низкую эффективность принимаемых превентивных мер, направленных на неукоснительное соблюдение трудовой и производственной дисциплины.

По информации, предоставленной Брестским областным управлением государственной инспекцией труда, за 2018 год в организациях г. Бреста произошло 26 (за 2017 год -17) случаев производственного травматизма, из которых 4 (2) смертельных случая и  22 (2017 год -15) случая с тяжелым исходом.

  По сравнению с аналогичным периодом 2017 года общий травматизм вырос на  52,9 %, в том числе случаи со смертельным исходом  увеличились в 2 раза, случаи с тяжелым исходом увеличились  на 46,7 %.

СПРАВОЧНО: Факты производственного травматизма, в результате которых работники предприятий и организаций г. Бреста получили смертельные травмы имели место в ООО «Продом» (30.01.2018), ООО «МиДиЛайн» (07.03.2018), в филиале «Брестреставрация» ОАО «Белреставрация» (05.05.2018),  ПКУП «Коммунальник» (13.08.2018).   

Несчастные случаи с тяжелым исходом произошли в ООО «Санта Ритейл», на ПРУП «Брестоблгаз», в ОАО «Савушкин продукт», ООО «Кридэнс», филиале БМУ ОАО «Промтехмонтаж», ООО «ИдеяДизайнСтрой», филиале «Евроторг», филиале «Пинские электросети» РУП «Брестэнерго», ООО «Инжиниринговая компания ПТМ», ОАО «Теплицмонтаж», на УП «Брестская МПИК-8» СУП «Брестоблсельстрой», в ОАО «Брестский автобусный парк», филиалах № 17 и № 82 ОАО «Полесьежилстрой», на СП ООО «Санта Бремор», в филиале СУ № 158 ОАО «Строительный трест № 8», на УПП «Измерон» ОАО «БЭМЗ», в прокуратуре Брестской области, на СП «СантаИмпексБрест» ООО, на РУП «Брестское отделение белорусской железной дороги» «Брестгрузтранслогистик», в ООО «Комби» и ОАО «Брестлифт».

В 2018 году  имел место и  групповой несчастный случай на ПКУП «Коммунальник», в результате которого один человек погиб, другой был травмирован.

СПРАВОЧНО:13.09.2018 при транспортировке погрузчика на лафете по путепроводу по ул. Ленина тракторист предприятия Чопко А.И., 45 лет,  в результате наезда трактором на бордюр, опрокинулся. От полученных травм скончался в УЗ «Брестская областная больница». В кабине трактора находился водитель автопогрузчика предприятия Кондратюк О.Н., 52 года, который в результате ДТП получил легкие травмы.

Материалы расследования поступили в марте 2019 года, по заключению виновником данного ДТП признан сам погибший Чопко А.И.  Вина нанимателя отсутствует. Вместе с тем, данный случай также свидетельствует об отсутствии должной трудовой исполнительской дисциплины.

За I квартал 2019 года ситуация значительно улучшилась.

За январь – март  2019 года  в организациях г. Бреста произошло 6 (за I квартал 2018 года — 10) случаев производственного травматизма,  из которых 1 (3)  смертельный случай и 5 (7) случаев с тяжелым исходом.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 года общий травматизм снизился на 66,7%, в том числе случаи со смертельным исходом  сократились в 3 раза,  с тяжелым исходом  снизились на 40%.

СПРАВОЧНО:

Так, 18.03.2019 в ООО «Брест Логистика Сервис» (г. Брест) при перемещении груза электропогрузчиком, водитель погрузчика  Слипченко И.А. для осмотра груза встал внутри кабины, при этом непреднамеренно нажал на рычаг наклона мачты грузоподъемного органа, в результате чего произошло её  перемещение к корпусу погрузчика,  зажатие и смертельное травмирование водителя (59 лет).

 Несчастные случаи с тяжелым исходом произошли: 21.01.2019 с машинистом гофрировального аппарата (25 лет)  СООО «ПромАгроПак — 2007» в результате воздействия движущихся частей производственного оборудования;  18.01.2019 в  ЧУП «Альпенклин» на объекте в г. Пинске  с работником (31 год), выполнявшим работы по договору подряда, в результате его падения  с высоты;  13.02.2019 в результате ДТП с водителем автомобиля (34 года) УП «АВАНТА-ТРАНС»; 11.03.2019 в результате ДТП  с водителем автомобиля (34 года) ООО «Чайно-кофейная компания»;  14.03.2019 с водителем  автомобиля войсковой части №2187 (57 лет) в результате его  падения с высоты, на участке пограничной заставы.

   Значительная часть указанных несчастных случаев произошла не на территории г. Бреста, в результате ДТП, либо нарушений работниками локальных нормативных актов по охране труда.

В организациях частной формы собственности зарегистрировано 5 (83,3%) случаев травмирования  работников,  1 (16,6%) случай – в воинской части № 2187.

Коэффициент частоты несчастных случаев на 1 тысячу работающих по городу в 2018 году составил: со смертельным исходом 0,03 (по области составил 0,048), с тяжелым исходом 0,183 (по области 0,22).

Коэффициент                  смерть                                   травма

                                    область/город                  область/город

                 2014 год –   0,04       0,04              0,20     0,18

                 2015 год –   0,03       0,05              0,19     0,18

                 2016 год –   0,03       0,037            0,19     0,10

                 2017 год –   0,044     0,018            0,198   0,138

                 2018 год –   0,048      0,03              0,22     0,183

В разрезе областных центров по годам количество случаев производственного травматизма выглядим таким образом:

                           2014             2015              2016             2017            2018

 

                     смерть/травма     смерть/травма     смерть/травма        смерть/травма   смерть/травма  

Брест                  5/22               7/22              4/12               2/15               4/22

Витебск              7/36               4/26              7/40               4/15               5/15

Гродно               1/24               1/13              5/23               0/19               1/18

Могилев            4/35                5/25              3/19               2/22               5/39

Гомель               4/37                6/25              6/18               4/24               4/10

 

Информация о производственном травматизме в разрезе администраций районов города  представлена в таблице:

Район

Смертельные случаи, человек

Тяжело травмировано, человек

2015

2016

2017

2018

2015

2016

2017

2018

Ленинский

4

3

1

2

11

4

8

13

Московский

3

1

1

2

11

8

7

9

Всего

по г. Бресту

7

4

2

4

22

12

15

22

 

        Значительный рост случаев производственного травматизма с тяжелым исходом в 2018 году наблюдался в Ленинском районе города (+5 случаев), в Московском рост (+2 случая).

Вместе с тем, наблюдается положительная динамика по несчастным случаям с легкими травмами:

 

Года

2015

2016

2017г.

2018г.

I квартал 2019г.

Количество несчастных случаев (с легким исходом,  по которым не оформлялись акты формы Н-1)

53

      45

43

32

6

В организациях коммунальной формы собственности зарегистрировано 1 (4,5%) случай травмирования  работников,                           3 (13,6%) случая – в республиканских организациях и 18 (81,8%) – в организациях частной формы собственности.

Из 26 случаев производственного травматизма 13 случаев произошло за пределами города Бреста.

Проведенный анализ показывает, что основными факторами смертельного и тяжелого травматизма в организациях по завершенным специальным расследованиям явились: падение с высоты (6 – 23%), падение с высоты собственного роста (4 – 15, 3%), обрушение материалов (3 – 11,5%),  ДТП (3 – 11,5%), личная неосторожность (4 – 15,3 %), нарушение требований НПА другим работником (2 – 7,6%), нарушение трудовой и производственной дисциплины, требований НПА (3 – 11,5%), неприменение выданных СИЗ (1 – 3,8%).

При этом основными причинами производственного травматизма в 2018 году явились нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда, несоблюдение локальных нормативных правовых актов потерпевшими, что свидетельствует о несоблюдении самими потерпевшими (локальных) нормативных правовых актов по охране труда, об их неисполнительности, низком уровне ответственности за собственную безопасность, а также неисполнение своих функциональных обязанностей по охране труда уполномоченными должностными лицами нанимателей.

Вина нанимателя отсутствует по 17 из 26 несчастных случаев (по 9 случаям смешанная вина). Таким образом, в происшедших несчастные случаях не снимается вина нанимателей в связи с необеспечением соблюдения работниками  трудовой и производственной дисциплины, отсутствием со стороны среднего руководящего состава необходимого контроля  за работниками.

Например, 09.08.2018 слесарь СП «СантаИмпексБрест» ООО во время проведения диагностических работ на автомобиле ГАЗ-3309 получил ушиб шейных позвонков вследствие падения на шею капота.  Причиной несчастного случая явилась личная неосторожность потерпевшего.

24.10.2018 при кладке на строительном объекте кирпичных перемычек кровельщик-каменщик ООО «Комби» получил травму известковым раствором в глаз. Причиной несчастного случая явилась личная неосторожность потерпевшего.

В соответствии со ст.232 и п.6 ст.226 Трудового кодекса Республики Беларусь работник обязан соблюдать требования по охране труда и правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, а наниматель – осуществлять контроль за соблюдением работниками законодательства об охране труда.

Таким образом, в происшедших несчастных случаях не снимается вина нанимателей в связи с необеспечением соблюдения работниками  трудовой и производственной дисциплины, отсутствием со стороны среднего руководящего состава необходимого контроля  за работниками.

Например, по результатам проверки по факту несчастного случая с тяжелым исходом, произошедшим с плотником-бетонщиком 4-го разряда филиала СУ № 158» ОАО «Строительный трест № 8» установлено, что несчастный случай произошел, в том числе, и по вине должностного лица филиала. Так, постановлением Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда от 25.04.2018 начальник строительного участка филиала за необеспечение контроля за безопасным выполнением работ по демонтажу секции железобетонного ограждения, был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.17 КоАП Республики Беларусь.

Анализ смертельных и тяжелых несчастных случаев на производстве, происшедших в 2018 году,  свидетельствует о значительном снижении уровня трудовой и исполнительской дисциплины среди работников, а также неэффективной работе служб охраны труда организаций города. Полагаем, что это основная причина роста производственного травматизма.

Продолжают иметь место нарушения трудовой дисциплины, связанные с нахождением работников, при исполнении трудовых обязанностей, в состоянии алкогольного опьянения.      

За 2018 г. в городе произошло 2 случая, когда работник на момент получения травмы находился в состоянии алкогольного опьянения (УП «Измерон» ОАО «БЭМЗ», РУП «Брестское отделение Белорусской железной дороги» «Брестгрузтранслогистик»). 

СПРАВОЧНО: УП «Измерон» ОАО «БЭМЗ » (07.05.2018)

 Ежевская Л.Н., 53 года, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов при работе на прессе при изготовлении детали «стенка боковая», нарушив технологический процесс, пальцы Ежевской попали в рабочую зону штампа,  травмировав пальцы левой руки пострадавшей (травматическая ампутация трех пальцев на левой руке). Потерпевшая находилась в состоянии алкогольного опьянения 0,75 промилле.

За ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей по охране труда, что привело к травмированию Ежевской  Л.Н. заместителю директора Косяку В.Г. и мастеру производственного участка Хильчуку С.А. объявлены выговора, привлечены к административной ответственности главным государственным инспектором труда.  Потерпевшей Ежевской Л.Н. объявлен выговор. 4 сентября 2018 года Ежевская Л.Н. снова находилась на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения (составлен акт, объявлено дисциплинарное взыскание в виде лишения премии 100%  на срок 2 месяца).

Филиал «Брестгрузтранслогистик» РУП «Брестское отделение Белорусской железной дороги» (13.08.2018) Пожиток П.П., 55 лет, стропальщик. При выгрузке из автомобиля элементов крана, находясь в полуприцепе, получил травму левой ноги. Потерпевший находился в состоянии алкогольного опьянения  1,2  промилле. 

Руководством филиаал «Брестгрузтранслогистик» РУП «Брестское отделение Белорусской железной дороги» «по результатам расследования был обьявлен выговор за недостаточный контроль за соблюдением трудового законодательства в части охраны труда ведущему инженеру по охране труда Ярошук Ж.П.,  мастер  Лис Ю.В., который не отстранил от работы находящегося в состоянии алкогольного опьянения Пожитка П.П., тем самым не выполнил ряд требований должностной инструкции мастера погрузочно-разгрузочных работ был уволен.

18 марта 2019 года также имел место случай в ООО «Брест Логистика Сервис», когда работник на момент получения травмы, приведшей к смерти, находился в состоянии алкогольного опьянения.

 (18.03.2019) Слипченко И.А., 59 лет, водитель автопогрузчика. При перемещении мешка со льном внутри склада №2 с использование электрического погрузчика, водитель встал внутри кабины для осмотра груза, при этом случайно нажал на рычаг наклона мачты. Вследствие чего произошло его зажатие между мачтой погрузчика и кабиной. Слипченко И.А. находился в состоянии алкогольного опьянения 2,2%.

Расследование данного несчастного случая не окончено.

Условием, способствовавшим негативной ситуации с производственным травматизмом на территории города, является также отсутствие на определенном этапе спроса руководителей с должностных лиц, ответственных за охрану труда в организации.

В III квартале 2018 года изучалась эффективность работы  служб (специалистов) по охране труда организаций города, в том числе коммунальной формы собственности и без ведомственной подчиненности.

В ходе анализа предоставленных сведений специалистами по охране труда 122 организаций города выявлены существенные недостатки в части осуществлении ими контроля, за соблюдением законодательства об охране труда (количество выданных предписаний, количество вывяленных нарушений, привлечённых к дисциплинарной ответственности, проведении Дней охране труда).

Так установлены факты, когда указанными специалистами  предписания на устранение выявленных нарушений должностным лицам организаций не выдавались вообще или выдавалось их незначительное количество, не инициировалось привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц и работников, допускающих нарушения охраны труда.

Как пример, это  ряд учреждений здравоохранения города (ГУП «Лечебно-консультативная поликлиника», филиал №2 «Брестская стоматологическая поликлиника», УЗ «Брестская стоматологическая поликлиника», УЗ «Брестская городская поликлиника №3», УЗ «Брестская центральная городская больница», УЗ «Брестская городская поликлиника №1», УЗ «Брестская городская больница скорой медицинской помощи», КУП «Брестский городской центр пластической хирургии и медицинской косметологии»).

На некоторых предприятиях коммунальной формы собственности выдавались предписания и выявлялись нарушения, однако ни один работник не привлекался к дисциплинарной ответственности:

КПУП «Брестский мусоро-перерабатывающий завод» (выдано только 5 предписаний, выявлено  только 43 нарушения, никто не  привлечен к дисциплинарной ответственности), КУМПП «Брестское городское ЖКХ» (выдано 21 предписание, выявлено 341 нарушение, никто не  привлечен к дисциплинарной ответственности),  КПУП «Брестводоканал» (выдано 36 предписаний, выявлено 154 нарушений, никто не  привлечен к дисциплинарной ответственности),, КУП «ЖРЭУ г.Бреста» (выдано 37 предписаний, выявлено 410 нарушений, никто не  привлечен к дисциплинарной ответственности),  КУП «Брестское спецпредприятие» (выдано 41 предписание, выявлено 72 нарушения, никто не  привлечен к дисциплинарной ответственности), КУП «Брестская ФОС» (выдано 44 предписаний, выявлено 84 нарушения, никто не  привлечен к дисциплинарной ответственности).

Как пример, специалистом по охране труда ОАО «Автобусный парк» выданы всего 5 предписаний об устранении нарушений требований законодательства об охране труда (выявлено 5 нарушений). Виновные лица к дисциплинарной ответственности привлечены не были.

Вследствие отсутствия контроля на предприятии за соблюдением законодательства об охране труда, а равно и за производственной и трудовой дисциплиной 4 марта 2018 г. в ОАО «Автобусный парк               г. Бреста» произошел несчастный случай с тяжелым исходом с водителем автобуса.

Аналогично не принимались достаточные меры по выдаче предписаний специалистами по охране труда СООО «ПромАгроПак — 2007» (выдано 5 предписаний, выявлено 9 нарушений), что также способствовало произошедшему 21 января 2019 г. с машинистом гофрированного аппарата СООО «ПромАгроПак — 2007» несчастному случаю с тяжелым исходом.

 Результаты неэффективной деятельности данных специалистов создают в организациях атмосферу вседозволенности, чем увеличивают риски возникновения производственного травматизма.

Как пример положительной работы служб охраны труда можно привести такие организации, как  ОАО «Савушкин продукт» (выдано 451 предписание, выявлено 1484 нарушений, 51 работник  привлечен к дисциплинарной ответственности), КУТП «Троллейбусный парк» (выдано 14 предписаний, выявлено 48 нарушений, 14 работников  привлечены к дисциплинарной ответственности),  ТРУП «Брестское отделение Белорусской железной дороги» (с учетом всех подведомственных предприятий) (выдано 1281 предписание, выявлено 3324 нарушений, 418 работников  привлечены к дисциплинарной ответственности).

С учетом вышеизложенного работа служб (специалистов) охраны труда организаций города требует существенного изменения.  Они должны ежедневно непосредственно заниматься профилактикой производственного травматизма в организациях. Никаких законодательных ограничений по проведению ими проверок внутри организаций и инициирование к привлечению нарушителей (в том числе и рядовых работников) к дисциплинарной ответственности, не имеется.

Прокуратурой г. Бреста на постоянной основе выявляются нарушения законодательства об охране труда и технике безопасности.

По результатам проверок установлено, что наиболее распространенными нарушениями, послужившими причиной тяжелых и смертельных травмирований являются: невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, допуск к работе лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучение, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, эксплуатация неисправного оборудования, несоответствие технологического процесса требованиям безопасности.

Так, 07.09.2018 на строительном объекте «Западный обход в              г. Бресте. 2-ая очередь» ОАО «Полесьежилстрой» не была обеспечена безопасность работников при выполнении работ на высоте, а именно при подъеме к рабочим местам, расположенным на высоте, а также возле перепада по высоте, установленное защитное ограждение не соответствовало требованиям безопасности (имелся только один верхний элемент ограждения, отсутствовал средний элемент ограждения и бортовая доска), в результате чего могло произойти падение работников с высоты либо падение предметов на работника с высоты.

По данному факту прокуратурой г. Бреста 07.09.2018 генеральному директору ОАО «Полесьежилстрой» вынесено предписание.

09.11.2018 на строительном объекте «Пожарное депо в Южном микрорайоне г. Бреста» за неиспользование выданных средств индивидуальной защиты (каски) плотнику-бетонщику СМУ-2 КУП «Брестжилстрой» Грушко Е.Г. прокуратурой города объявлено официальное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства об охране труда и технике безопасности в дальнейшем. Также Грушко Е.Г. предупреждена об административной и дисциплинарной ответственности.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» персональную ответственность за обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины несут руководители организаций.

В организациях города реализуются мероприятия по контролю за соблюдением трудовой и исполнительской дисциплины. Уволено за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины:

 

Года

2015

2016

2017г.

2018г.

I квартал 2019г.

Количество уволенных работников за прогулы и другие нарушения трудовой и исполнительской дисциплины

1033

486

476

690

127

Одним из распространенных упущений, которое остается без внимания контролирующих органов, является несоблюдение положений п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», в части расторжения нанимателем трудовых договоров (контрактов) с работниками, допустившими нарушения требований по охране труда, повлекшие увечье или смерть других работников.

Ни по одному произошедшему в 2018 году  на территории города несчастному случаю со смертельным исходом должностные лица и руководители к дисциплинарной ответственности не привлекались.

За 2018 год период государственными инспекторами Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда (далее — управление) проведено 121 обследование по заявлению субъекта хозяйствования, выявлено 2456 нарушений, рекомендовано приостановить 265 травмоопасных станков и другого оборудования.

За I квартал текущего  года государственными инспекторами управления проведены обследования 21 организации,  выявлено 587 нарушений, рекомендовано приостановить 19 станков и другого оборудования, угрожающих жизни и здоровью работников.

По всем произошедшим смертельным и тяжелым несчастным случаям государственными инспекторами проведены расследования,   материалы направлены в следственные органы. В связи с высоким уровнем травматизма расследования несчастных случаев повлекли  значительные расходы рабочего времени инспекторов управления (до 50%),  направленного не на профилактику травматизма, а на изучение и оформление его последствий.

Согласно анализу контрольной деятельности, проведенного прокуратурой г.Бреста, деятельность управление по повышению эффективности осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда является недостаточной. Виновные лица не привлекаются к дисциплинарной ответственности, избегают административной. 

Со стороны профсоюзов в этой работе в городе заняты 15 штатных технических инспекторов труда отраслевых профсоюзов.

 За 2018 год техническими инспекторами профсоюзов в г. Бресте проведено 40 плановых проверок и 155 мониторингов. В результате было выдано нанимателям 35 представлений, 155 рекомендаций на устранение 2240 выявленных нарушений, 5 справок, приостановлена эксплуатация 32 единиц машин, оборудования, механизмов.

За I квартал 2019 года техническими инспекторами профсоюзов в г. Бресте проведено 12 плановых проверок и 49 мониторингов. В результате было выдано нанимателям 12 представлений, 45 рекомендаций на устранение 628 выявленных нарушений и 4 справки, приостановлена эксплуатация 11 единиц машин, оборудования, механизмов.

Недостаточна роль профсоюзов в укреплении производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины. В силу требований ст. 13 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда.

Общественными инспекторами по охране труда за 2018 год выдано 4255 рекомендаций на устранение 9556 нарушений.

Вместе с тем, профсоюзы используют свои полномочия по осуществлению общественного контроля в форме проведения проверок на предприятиях и в организациях города, в основном, частной формы собственности с небольшой штатной численностью. Планирование работы профсоюзов осуществляется без учета производственного травматизма.

С целью предупреждения нарушений требований по охране труда, оказания практической помощи нанимателям в оперативном выявлении и ликвидации нарушений законодательства о труде и охране труда в организациях и предприятиях г. Бреста осуществляется деятельность мобильной группы.

Для оперативности работы мобильной группы утвержден график выделения дежурного автотранспорта в распоряжение мобильной группы с указанием дат на 2018 год (в графике задействованы 18 предприятий города), ежеквартально утверждается график работы мобильной группы на  текущий  год.

За 2018 год мобильной группой совершено  99  (за 2017 год — 98) выездов, проведен мониторинг 142 (194) организаций различных форм собственности, выявлено 3694 (4353) нарушений соблюдения нормативных требований законодательства об охране труда, пожарной и электробезопасности, промышленной санитарии, промышленной безопасности, требований законодательства об обеспечении единства измерений, безопасности движения и эксплуатации транспорта.

За I квартал 2019 года мобильной группой совершено  23  (за I квартал 2018 года -24), проведен мониторинг 44 (35) организаций различных форм собственности, выявлено 985 (720) нарушений соблюдения нормативных требований законодательства об охране труда.

В день проведения выезда мобильной группы по итогам мониторинга оформляются рекомендации, которые подписываются руководителем (либо его заместителем) и всеми участвующими членами мобильной группы и направляются руководителям организаций с конкретными предложениями принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Организации, подвергшиеся мониторингу, отчитываются в соответствии с выданными рекомендациями, по которым осуществляется контроль.

СПРАВОЧНО: Из 142 организаций, охваченных мониторингом 29 строительных объектов, площадок, организаций; 49 промышленных предприятий; 29 предприятий торговли и услуг, 10 коммунальных предприятий; 9 транспортных организаций; 5 учреждений культуры; 2 учреждения социальной защиты, 5 учреждений здравоохранения, 2 учреждение образования, 1 спортивное учреждение, 1 предприятие связи.

Характерными видами нарушений по выданным рекомендациям для большинства обследованных организаций явились: неприменение работниками спецодежды и средств индивидуальной защиты; неудовлетворительное содержание производственного оборудования (эксплуатация его  без наличия защитных ограждений, исправных блокировочных устройств и исправных приборов управления),   недостатки при организации рабочих мест; нарушения требований охраны труда при работе на высоте, отсутствие технической документации (инструкций, оперативных схем, режимных карт); некачественное (формальное) проведение  инструктажей и проверок знаний у работников;  отсутствие приказов о назначение лица, ответственного за правильную и безопасную эксплуатацию технического (технологического) оборудования и др.

Имеются упущения в деятельности мобильной группы Брестского горисполкома.

При утверждении ежеквартальных графиков и планов работы мобильной группы не было предусмотренно, в первую очередь, посещение тех организаций, в которых допущены случаи производственного травматизма.

Так, 07.03.2018 на территории города произошел несчастный случай со смертельным исходом в ООО «МиДиЛайн», 14.05.2018 и 07.06.2018 произошли несчастные случаи с тяжелым исходом в ООО «ИдеяДизайнСтрой» и ООО «Инжиниринговая компания ПТМ».

Вместе с тем, планом работы мобильной группы на III-IV квартал 2018 года проведение мониторингов на указанных предприятиях запланированы не были, корректировка плана не осуществлялась.

Значительное влияние на эффективность работы мобильных групп оказывает тот факт, что отдельные члены мобильной группы не участвуют в работе таковых.  Так, из проведенных в октябре, декабре 2018 года 16 рейдов, участие представителей Брестского городского отдела по чрезвычайным ситуациям было обеспечено лишь в 7, Брестского городского объединения профсоюзов в 9 случаях, не всегда участвуют представители администраций Ленинского и Московского районов г.Бреста.

5 февраля 2019 года в адрес горисполкома от учреждения «Брестское областное управление Министерства по ЧС Республики Беларусь» поступило письмо, подписанное начальником управления Лашко О.И., в котором отмечено, что в связи со значительным объемом проводимых надзорных и профилактических мероприятий по надзору за обеспечением пожарной безопасности, участие работников горрайотделов по ЧС  области в работе созданных горрайисполкомами мобильных групп приниматься не будет.

С февраля текущего года работники Брестского городского отдела по чрезвычайным ситуациям в выездах мобильной группы не участвуют.

За I квартал 2019 года работниками Брестского городского отдела по чрезвычайным ситуациям проведено  только 12 выборочных проверок субъектов хозяйствования г. Бреста, выявлено 221 нарушение технических нормативно-правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации. По результатам проверок вручено 11 актов и 1 справка (ООО «Франц Сервис»), руководители и должностные лица проверяемых объектов привлечены к административной ответственности.

Анализируя состояние промышленной безопасности на предприятиях города Бреста, следует отметить, что оно за 2018 года и I квартал 2019 года было стабильное.

За 2018 год инспекторами Брестского областного управления Госпромнадзора проведено 85 мониторингов субъектов хозяйствования г. Бреста, эксплуатирующих объекты, производства и технические устройства, поднадзорные Госпромнадзору. Выявлено 1335 нарушений. Запрещена эксплуатация 31-го технического устройства: 1-го автомобильного крана КС-55727-7 (УП «Брестская СПМК-2»); 5-ти сосудов-воздухосборников, 25-ти сосудов ВКС (ОАО «Брестский электроламповый завод»).

Из наиболее значимых субъектов хозяйствования, эксплуатирующих объекты, поднадзорные Госпромнадзору, в 2018 году проведены мониторинги:

СПРАВОЧНО: ОАО «Брестский мясокомбинат» (февраль 2018), выявлено 35 нарушений; Локомотивное депо Брест (апрель 2018), выявлено 39 нарушений;  ОАО «Брестский электроламповый завод» (октябрь 2018), выявлено 37 нарушений.

 Специалистами Брестского зонального ЦГиЭ за 2018 год контрольно-надзорными  мероприятиями (в основном мониторингом) охвачено 194 субъекта хозяйствования, осуществляющих производственную деятельность, нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены в 193 (99 %). По результатам мониторингов выдано 184 рекомендации по устранению нарушений, 9 ходатайств о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

В I квартале 2019 года проведен мониторинг 35 субъектов  хозяйствования, в том числе 10 строительных площадок, 17 производственных баз строительных организаций, 8 объектов промышленности.

СПРАВОЧНО: На всех объектах выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства:  нарушения в части санитарного состояния территории (замусоренность бытовым мусором, строительными отходами, крупногабаритными отходами), не упорядочено складирование запчастей, деталей, отходов производства и др.

 По результатам мониторинга в адрес руководителей выдано 35 рекомендаций об устранении нарушений, направлено 6 предложений о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

С учетом изложенного, необходимо реализовать все дополнительные меры по недопущению роста травмирования работников на производстве, устранению причин производственного травматизма, безусловному исполнению своих обязанностей по охране труда как должностными лицами организаций, расположенных на территории города Бреста, так и самими работниками, а также обеспечение ими производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины.

 

Начальник управления                                                        М А. Романюк  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 Ступникова 57 49 69

     Гапеенко      53 96 54

ИП  22.04.2019 справка