Памятка потребителю при выполнении работы либо оказании услуги

Потребитель — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

1. Внимательно знакомьтесь с информацией о работе (услуге) (в документации, прилагаемой к работам (услугам), этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов работ (услуг).

Информация о работе (услуге) должна быть полной и достоверной, на русском и (или) белорусском языках.

2. Внимательно читайте договор, когда приобретаете какую-либо работу (услугу).

Если условия договора противоречат требованиям законодательства, такие условия — ничтожны. НО!

Многие условия об услуге не регулируются законодательством, а определяются по соглашению сторон (например, сроки выполнения работы (исполнения услуги), потребительские характеристики результата работы (услуга).

Ваша подпись на договоре свидетельствует о том, что вы согласились со всеми условиями договора

3. При выполнении работы (оказании услуги) всегда просите исполнителя предоставить Вам документы, подтверждающие его наименование и право на занятие этой деятельностью.

У лица, который непосредственно подписывает договор от имени исполнителя также желательно попросить документы, подтверждающие его полномочия, и проследить, чтобы сведения о нем были внесены в договор.

4. Всегда берите документы, подтверждающие факт выполнения работы, оказания услуги.

5. Исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный договором.

Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) потребитель вправе по своему выбору:

• назначить исполнителю новый срок;

• поручить выполнение работы (оказание услуга) другим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

• потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы (оказание услуга);

• расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуга).

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуга) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены выполнения работы (оказания услуга).

6. Если работа (услуга) выполнена некачественно , Вы вправе потребовать по своему выбору:

• безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуга);

• соразмерного уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуга);

• безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества;

• повторного выполнения работы (оказания услуга), если это возможно;

• возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими

лицами.

• расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуга) и потребовать возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы

Обратите внимание!

Если Вам некачественно оказали услугу либо выполнили работу, изначально Вы можете потребовать от исполнителя исправить недостаток. И только, если он этого не сделает либо сделает с нарушением оговоренных сроков, Вы можете требовать возврата уплаченных денег и возмещения убытков.

7. Обоснованные требования потребителей должны быть удовлетворены исполнителем в течение :

14 дней — об устранении недостатков выполненной работы (оказанной услуга) (если более длительный срок не оговорен соглашением сторон);

7 дней — о соразмерном уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о расторжении договора о выполнении работы (оказании услуга);

в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги) — о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала или о повторном выполнении работы (оказании услуги).

За нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % цены выполнения работы (оказания услуги).

Обратите внимание!

Указанные требования Вы вправе предъявить, если недостаток носит производственный, конструктивный или иной характер, произошедший по вине исполнителя. Но если недостаток произошел по вашей вине — воспользоваться гарантиями Закона Вы не можете.

8. Установить природу недостатка выполненной работы (оказанной услуги) при возникновении спора поможет ЭКСПЕРТИЗА

Она должна быть проведена независимыми специалистами, имеющими разрешение на проведение такого рода исследований.

Стоимость экспертизы оплачивается исполнителем. Если в результате экспертизы качества работы (услуги) установлена вина потребителя, последний обязан возместить исполнителю расходы на проведение экспертизы

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы качества работы (услуги) лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы качества работы (услуги) только в судебном порядке , а также провести экспертизу качества работы (услуги) за свой счет.

9. Когда Вы принимаете работу или услугу (например, химчистка, парикмахерская, фото-услуга и т.д.) и в ней есть явные недостатки (т.е. недостатки, которые очевидны), Вы должны заявить о них сразу!

Если работа выполнена некачественно, либо услуга оказана некачественно Вы должны сначала обратиться к исполнителю. Вы можете написать заявление (желательно в 2-х экземплярах, на вашем принявший должен поставить дату принятия и расписаться) либо оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений , которая должна быть предоставлена Вам по первому требованию.

10. Потребитель вправе предъявить требования, св язанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а если он не установлен, — в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или трех лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе.

Гарантийный срок результата работы (услуги) исчисляется с момента передачи результата работы потребителю (окончания оказания услуги).

11. Если в установленные законодательством о защите прав потребителей исполнитель не ответил или не удовлетворил Ваше требование — обращайтесь в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей либо суд.

Государственные органы по защите прав потребителей:

• Министерство торговли Республики Беларусь — республиканский орган по защите прав потребителей;

уполномоченные по защите прав потребителей местных исполнительных и распорядительных органов

* Настоящая памятка подготовлена управлением защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь в соответствии с положениями Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»