Принцип «одно окно» и электронные сервисы в налоговых органах

Для налогоплательщиков использование электронных сервисов, фактически начинается с регистрации субъекта хозяйствования, постановки на учет по принципу «одно окно» с использованием автоматизированной информационной системы (АИС) «Взаимодействие». Это информационная система Министерства юстиции, с которой связаны налоговые органы, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, страховые организации…

Получается, что плательщик только один раз приходит в регистрирующий орган, сдает пакет документов, после чего уже сам регистрирующий орган формирует регистрационную карту, которая по очереди представляется (в электронном виде) перечисленным выше органам. Налоговый орган самостоятельно ставит субъект хозяйствования на налоговый учет, не требуя при этом личной явки его представителя, как это было прежде. Таким образом, когда представитель субъекта хозяйствования приходит забирать оформленные документы о государственной регистрации, он получает в числе прочего и извещение о постановке на налоговый учет.

Следующий шаг во взаимодействии налогового органа и налогоплательщика связан с представлением документов в налоговый орган. Такое взаимодействие также происходит в электронном виде и предполагает представление: электронных налоговых деклараций; большой группы электронных заявлений; дополнительных заявлений — о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, о зачете (возврате) разницы между суммой вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость (НДС), о переносе срока проведения плановой проверки, а также представление нескольких видов электронных уведомлений. Такие электронные уведомления могут быть как общего (например, уведомления об изменении юридического адреса организации, об открытии счетов за рубежом и т.д.), так и налогового характера (имеются в виду уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) или на уплату единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции). Плательщики могут представлять и получать в электронном виде и иные документы, причем в свободной форме (запросы (ответы), а также запросы (ответы) с вложением).

Важно, что получение ответа на электронный запрос в свободной форме является формой официальной юридически значимой консультации, поскольку, отвечая налогоплательщику на его запрос, налоговый орган подписывает свой ответ электронной цифровой подписью (ЭЦП). Такой ответ может представляться в различные органы, в том числе в суд.

В последнее время развитие получили еще два электронных сервиса — «Личный кабинет» и «Центр информирования плательщиков».

Функционал «Личный кабинет» на портале МНС открывает весьма широкие возможности перед налогоплательщиком. Здесь можно заказать в налоговом органе сведения о недоимках, переплатах и пенях, справку о расчетах с бюджетом, выписки из лицевых счетов, сведения о проведенных зачетах, реестр платежей (т.е. подтверждение оплаты, которую совершил плательщик) и др. Плательщик, сделав соответствующий выбор, может в результате одного запроса заказать сразу несколько документов.

Сервис «Центр информирования плательщиков» позволяет осуществить массовую рассылку на электронные почтовые адреса всем плательщикам либо рассылку конкретным плательщикам (выбранным по определенному критерию) таких сведений, как сведения о задолженности и пенях; сведения о переплатах по налогам и сборам; сведения о произведенных зачетах; сообщения в свободной форме; сведения о приостановлении операций по счетам; сведения об окончании приостановления операций по счетам.

Отдел информационно-разъяснительной работы

инспекции МНС по Ленинскому району г.Бреста