Проведены сезонные мониторинги услуг шиномонтажа

Важной составляющей шиномонтажа является затяжка колесных гаек. Неправильное выполнение затяжки гаек может привести к обрыву шпильки, особенно если она была смазана (стоит помнить, что гайки рассчитаны на затяжку при сухом трении). Для затяжки гаек должен применяться динамометрический ключ с возможностью установки строго определенного заводом-изготовителем усилия.

Еще одним важным параметром шин является давление. В большинстве случаев «шиномонтажники» накачивают колеса по среднему параметру для определенного класса автомобилей, а это не всегда соответствует истинным требованиям и рекомендациям завода-изготовителя. Ведь, избыточная деформация покрышки, повышенное давление, со временем может привести к разрыву нитей корта и даже взрыву колеса. Малое же давление может привести к расслоению структуры резины, особенно при пиковых нагрузках и перегрузке автомобиля. При этом во время движения возрастает внутреннее трение колеса, что ведет к перегреву и раннему старению резины. Кроме покрышки в таком режиме эксплуатации увеличивается вероятность повреждения и преждевременного выхода из строя колесного диска, который на себя будет принимать повышенную динамическую нагрузку, особенно при ударах.

Настораживает то, что ситуация с измерениями параметров, обеспечивающих безопасность движения при эксплуатации автотранспорта, в частности при оказании услуг по шиномонтажу, не меняется. Субъекты, оказывающие услуги по шиномонтажу, в добровольном порядке не приводят свои средства измерений в соответстие с требованиями законодательства. Поверяют средства измерений только те субъекты, где побывал государственный метрологический надзор.

В прошлом году Брестской областной инспекцией Госстандарта  были проведены 30 мониторингов состояния измерений при оказании услуг по шиномонтажу, на всех 30 (100 %) объектах контроля установлены нарушения требований законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений. Из выборочно проверенных при мониторингах 101 ед. средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии, не прошедшими в установленном порядке поверку применялись 65 ед. (64 %) средств измерений.

За истекший период 2019 года были проведены 34 (в т.ч. 1 повторный мониторинг) мониторинга состояния измерений при оказании услуг по шиномонтажу;  на всех 34 (100 %) объектах мониторингов установлены нарушения требований законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений при оказании услуг по шиномонтажу.

Из выборочно проверенных при мониторингах 194 ед. средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии, не прошедшими в установленном порядке поверку применялись 120 ед. — 61 %) средств измерений (стенды балансировочные, динамометрические ключи, манометры шинные), что может привести к недостоверным результатам измерений при контроле параметров, обеспечивающих безопасность движения при эксплуатации автотранспорта.

По результатам проведенных мониторингов руководителям предприятий и индивидуальным предпринимателям были выданы  рекомендации по устранению нарушений законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений и определены сроки устранения нарушений. Информация о состоянии измерений при оказании услуг по шиномонтажу в 2018 году и в 1 квартале 2019 года была размещена в СМИ.

По результатам повторного мониторинга, проведенного у индивидуального предпринимателя, не устранившего нарушение, составлен протокол об административном правонарушении по ч.2. ст.23.13 КоАП за применение в сфере законодательной метрологии не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку средств измерений.