Главнаяkeyboard_arrow_right Экономика keyboard_arrow_right Экология

СЕНТЯБРЬ, 2019: О ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ И ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственная политика в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь направлена на улучшение качества жизни и условий труда граждан, рациональное использование и охрану природных ресурсов, разработку и внедрение в практику «зеленых» технологий.

Основные направления экологической политики отражены в Стратегии в области охраны окружающей среды на период до 2025 года, Водной стратегии на период до 2025 года, Государственной программе «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016–2020 годы, а также заложены в основу Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года.

В нашей стране сформирована законодательная база, которая обеспечивает комплексное регулирование вопросов использования и охраны земель, лесов, вод, недр, атмосферного воздуха и озонового слоя, растительного и животного мира, природных территорий, подлежащих специальной охране, и особо охраняемых, обращения с отходами.

По данным Национальной системы мониторинга экологическая ситуация в Брестской области характеризуется устойчивой положительной динамикой.

 Минерально-сырьевые ресурсы

Территория области характеризуется небольшим разнообразием минерально-сырьевых ресурсов, которые имеют промышленное значение.

Имеются месторождения торфа, который используется как местное топливо, а также как удобрение. Заторфованность территории области составляет 15,13 %.

Выявлено 36 месторождений с промышленными запасами глин. Из 18 выявленных в Беларуси месторождений тугоплавких глин 10 расположено в Столинском районе, в том числе Деревная, Глинка, Столинские Хутора, Журавлево. Разработка некоторых месторождений ведется с XII столетия.

В области расположено крупнейшее в Беларуси месторождение мела – Хотиславское в Малоритском районе. Полезное ископаемое представлено белым писчим мелом (103 млн. тонн) и кварцевыми песками (38 млн. м3).

Формовочные и стекольные пески представлены небольшими месторождениями. Это Маньковичи, Бережное, Городное в Столинском районе.

Строительные пески и песчано-гравийный материал распространены по всей территории области.

Строительный камень является важнейшим видом полезных ископаемых в области. Крупнейшие месторождения — Микашевичское и Синкевичское в Лунинецком районе. Основным видом их использования является изготовление щебня, асфальтобетонных смесей.

Янтарьна территории области выявлен практически во всех районах области. Наиболее перспективны проявления Гатча (Жабинковский и Кобринский районы) и Ивановское.

Атмосферный воздух и озоновый слой

Одним из направлений государственной экологической политики является обеспечение качественного состояния атмосферного воздуха.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников стабилизированы.

Согласно статистическим данным Брестская область, среди областей республики и города Минска, занимает пятое место по количеству выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и по объему валовых выбросов, третье — по количеству выбросов от мобильных источников. Основными источниками выбросов являются предприятия энергетики, транспорта и коммуникаций.

В составе валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 70% составляют выбросы от мобильных источников. В Брестской области более 700 тысяч автомобилей, из них 87% — личных.

В 2018 году объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составил 171,3 тыс. тонн. За последние десять лет выбросы от мобильных источников снизились на 34,6 %. Количество транспорта с 2009 года увеличилось на 45%. Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за последние 10 лет снизились на 17 %.

Значительно упорядочено обращение и сокращены объемы потребления озоноразрушающих веществ в Брестской области. Объем сокращения (прекращения) использования озоноразрушающих веществ за последние пять лет в результате вывода из обращения или перевода на озонобезопасный фреон оборудования, содержащего озоноразрушающие фреоны, сократился на 82,3%.

Такая тенденция обусловлена планомерной работой предприятий области по минимизации объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных и мобильных источников путем выполнения природопользователями мероприятий, обеспечивающих сокращение выбросов, повышением экологической безопасности транспорта, сокращением потребления озоноразрушающих веществ.

На предприятиях области проводится модернизация производств, реконструкция котельных, перевод их на газовое топливо. Строятся и реконструируются газоочистные установки, снижается использование красителей с высоким содержанием летучих органических соединений. Обновляются парки транспортных средств автомобилями высоких экологических классов.

Для снижения использования природного топлива и сокращения выбросов парниковых газов активно внедряются возобновляемые источники энергии – гелиоколлекторы, фотоэлектрические установки, ветроэнергетические установки, мини-гидроэлектростанции,  биогазовые установки. В результате проводимых мероприятий выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух Брестской области ежегодно сокращаются более чем на 500 тонн.

По результатам мониторинга атмосферного воздуха городов Брест, Пинск, Барановичи состояние воздуха оценивается как стабильно хорошее. Вместе с тем, в период сухой, безветренной и жаркой погоды, способствующей быстрому протеканию фотохимических реакций, в атмосфере отмечается ухудшение качества воздуха, связанное с повышенным содержанием формальдегида. Повышенное содержание в воздухе формальдегида отмечено в районах автодорог с интенсивным движением транспорта.

Климат

Республика Беларусь в сентябре 2016 г. стала Стороной Парижского соглашения, принятого в декабре 2015 г. на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Соглашение регулируют меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года, направлено на развитие возобновляемых источников энергии, «зеленой» экономики, передачу высокоэффективных технологий, смягчение последствий изменения климата.

По сравнению со многими странами и регионами преимуществом Беларуси является более высокий адаптационный потенциал, который обеспечивают высокая лесистость территории, существенная доля болот, наличие значительных водных ресурсов и особо охраняемых природных территорий. Поэтому Беларусь по праву называют «легкими» Европы. В Брестской области находятся самые крупные в Европе уникальные низинные осоковые болота (Званец – 16,2 тыс. га и Споровское – 19,4 тыс. га). Не случайно белорусские болота находятся под защитой ООН. Начиная с 2000-х годов в рамках ряда международных проектов реализуются мероприятия по их сохранению и устойчивому использованию.

При выполнении международных проектов в республике была проведена значительная работа по экологической реабилитации 51 тыс. га нарушенных торфяников, представляющих собой источник поступления диоксида углерода в атмосферу. Это позволило сократить выбросы парниковых газов за 20-летний период в размере около 3 млн. тонн в СО2-эквиваленте.

Лесные ресурсы, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия

Лес – не только источник возобновляемых сырьевых ресурсов, но и важный природоохранный фактор. Леса выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и другие функции. Около 40% территории Беларуси занято лесами. Лесистость Брестской области составляет 35% и близка к оптимальной. 

Лесным кодексом Республики Беларусь, принятом в 2015 году, предусмотрен ряд изменений в ведении хозяйственной деятельности:

— установлен приоритет лесовосстановления над лесопользованием;

— значительно усилены требования по охране лесов (введены запреты на складирование снега, содержащего песчано-солевые смеси и противогололедные реагенты, мойку транспортных средств, устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных и размещение скотомогильников, складирование удобрений, загрязнение лесов сточными водами, химическими и иными веществами, а также размещение отходов);

— изменена классификация лесов в зависимости от выполняемых ими функций (введены 4 категории: природоохранные, рекреационно-оздоровительные, защитные и эксплуатационные леса);

— стимулируется развитие рынка лесных услуг.

Одной из основных задач государственной лесной охраны является охрана лесного фонда от различного вида нарушений природоохранного законодательства. С этой целью в лесохозяйственных учреждениях Брестского ГПЛХО на постоянной основе проводятся рейдовые мероприятия совместно с представителями межрайонных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, государственной инспекции охраны животного и растительного мира, РОЧС и РОВД.

Для выявления нарушителей природоохранного законодательства используются 72 фотоловушки в местах с наибольшей рекреационной нагрузкой, с помощью которых выявлено 117 случаев нарушений (в т.ч. нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках – 68 случаев).

Большой вред окружающей среде приносят лесные пожары, где решающую роль играет человеческий фактор – поведение граждан в лесу. По этой причине при высоком классе пожарной опасности (4-5 класс) по предложению лесохозяйственных учреждений районными исполнительными комитетами вводится запреты на посещения лесов гражданами.

Необходимо отметить, что за нарушение требований вынесенных решений кодексом административных правонарушений предусмотрен штраф в размере до 25 базовых величин.

Один из наиболее эффективных путей сохранения живых организмов и их местообитаний – это создание особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ). Создание природоохранных территорий способствует сохранению в естественном состоянии старовозрастных лесов, болотных массивов и водных объектов, играющих важную роль в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия, формировании микроклимата, улучшении экологической ситуации.

В Брестской области 10 природных территорий имеют статус Рамсарских угодий. Это крупнейшие в Европе низинные болота Споровское и Званец, комплекс переходных и низинных болот Полесской низменности Ольманские болота, сложный комплекс болот, лесов и лугов в пойме реки Припять — Средняя Припять и Простырь, крупнейший в Беларуси комплекс заболоченных лесов, болот, речных пойм и мелководных озер Выгонощанское, самое возрастное верховое болото Беларуси – Морочно, заказник Подвеликий мох, долина реки Буг и  болото Дикое.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий Брестской области составляет 492,5 тыс. га, или 15% площади области.

Система ООПТ Брестской области включает 145 объектов, в том числе один Национальный парк «Беловежская пуща»,                                     18 республиканских и 31 местных заказников, 95 памятников природы.

На территории области перспективными для развития туризма являются республиканские заказники «Прибужское Полесье», «Стронга», «Званец», «Ружанская пуща», «Лунинский», «Средняя Припять», «Простырь», «Ольманские болота», «Споровский» и «Выгонощанское».

На территории области расположены 3 биосферных резервата.

Первый из них — «Прибужское Полесье», созданный в 2003 году на базе республиканского ландшафтного заказника «Прибужское Полесье».

В 2012 году белорусской стороной подписано соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Польша и Правительством Украины о создании трансграничного биосферного резервата «Западное Полесье», в этом же году указанной территории присвоен статус трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО.

Второй биосферный резерват  «Припятское Полесье» создан на территории Брестской и Гомельской областей, объединив территории Национального парка «Припятский», республиканских заказников «Ольманские болота» и  «Старый Жаден». В перспективе биосферный резерват может стать основой для формирования сети трансграничных и приграничных Белорусско-Украинских природоохранных объектов.

Еще один резерват объявлен на территории Брестской и Гродненской области на базе национального парка «Беловежская Пуща».

Особенностью биосферных резерватов является то, что они предназначены не только для сохранения биоразнообразия, их задачей также является в содействие устойчивому развитию местных сообществ.

Из всех особо охраняемых природных территорий области наиболее посещаемым  является Национальный парк «Беловежская пуща», т.к. он является одним из национальных символов Беларуси, ее визитной карточкой и уникальным туристическим центром международного масштаба.

Ежегодно НП «Беловежская пуща» посещает более 450 тыс. человек. Любители природы и активного отдыха осваивают в пуще экологические маршруты (велосипедные, пешие, автомобильные, прогулки на конной упряжке), туристические объекты (музей природы, демонстрационные вольеры, музей народного быта и старинных технологий, поместье белорусского Деда Мороза).

Для организации туризма на территории республиканских заказников в рамках реализации государственных программ и с помощью привлечения средств международной технической помощи обустроено 29 туристических маршрутов и 7 экологических троп, каждая протяженностью около 2 км.

За 2011-2018 годы территории заказников организованно посетили более 50 000 человек.  Наиболее посещаемыми  являются заказники «Споровский», «Прибужское Полесье» и «Выгонощанское».

Значимость природоохранных территорий на международном уровне позволяет привлекать в нашу страну средства международной технической помощи.

С целью популяризации особо охраняемых территорий области на базе заказника «Споровский» ежегодно проводится чемпионат по ручному сенокошению низинных болот, который уже имеет международный статус.

Государственное природоохранное учреждение  «Республиканский заказник «Прибужское Полесье»  ежегодно для учащихся средних учебных заведений проводит фестиваль «Тайны Прибужского Полесья».

Водные ресурсы

Главным природным богатством нашей страны издавна являются водные ресурсы, которые можно рассматривать в качестве основы жизнедеятельности человека и функционирования природных систем. В основном это реки, озера, болота и подземные воды.

Брестская область богата водными ресурсами: на территории области находится около 1,5 тыс. поверхностных водных объектов, среднемноголетний речной сток составляет 12,7 км3/год или 22 % от всего речного стока республики. При этом изъятие речных (поверхностных) вод для использования составляет 1,3 % от общего речного стока области.

В Водном кодексе Республики Беларусь заложен бассейновый принцип управления водными ресурсами. Созданы и действуют Западно-Бугский и Припятский бассейновые советы.

Большие реки — это Горынь (659 км), Западный Буг (в пределах области протекает 154 км) и Припять-235 км, две средних реки- Щара и Ясельда, 189 малых рек протяженностью до 200 км, 330 прудов, 169 озер, 51 водохранилищ, 101 родник. Реки Припять и Западный Буг являются трансграничными.

Своеобразием области являются два водораздельных соединительных канала: Днепро-Бугский и Огинский. Первый построен в 1775-1848 г.г. и соединяет Пину с Мухавцем. Огинский канал — часть бывшего Днепровско-Неманского пути, соединяет через Щару и Ясельду бассейны рек Немана и Припяти, что дает возможность использования рек для международного речного судоходства.

Основными потребителями воды в настоящее время являются: жилищно-коммунальное хозяйство – около 47% общего потребления; производственное (промышленное) водоснабжение – свыше 44%; сельскохозяйственное водоснабжение – около 9%.

Главным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) является дальнейшее сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях. Другое направление – ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, а также непосредственно водопотребителями.

В водоохранной деятельности важно учитывать, что за последние 5 лет отмечены повышение уровня содержания основных загрязняющих веществ в воде рек Ясельда и Западный Буг. Но в целом состояние поверхностных водных объектов соответствует многолетним значениям. Гидрохимический статус 91,2 % поверхностных водных объектов и гидробиологический статус 90,9 % поверхностных водных объектов оценивается как отличный и хороший.

Прогнозные эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод области составляют 2,04 км3/год, эксплуатационные запасы пресных подземных вод – 0,326 км3/год. Добывается подземных вод около 40 % от эксплуатационных запасов.

Предприятия СП «Фрост и К» ООО, ОАО «Брестское пиво», ЧПУП «ВоМиЦа», Ивановское райпо, ООО «Дубой Аква», ДУП «Санаторий Буг» и другие эксплуатируют месторождения минеральных подземных вод, воды которых используются для розлива, а также лечения заболеваний различного профиля.

Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения области являются исключительно подземные воды. Удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды составляет 109 л/сутки на человека. Экономия воды за счет внедрения систем оборотного и повторного (последовательного) водоснабжения составляет 95,0 %. Наблюдается тенденция сокращения использования свежей воды на производственные нужды.

В Брестской области постоянно проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества поверхностных и подземных вод. Осуществляется реконструкция сооружений по очистке сточных вод городов, локальных очистных сооружений производственных сточных вод природопользователей области.

С целью обеспечения хорошего состояния водных объектов на контроле находится более 450 выпусков сточных вод в поверхностные водные объекты, около 670 сооружений по очистке сточных вод. Проводится корректировка проектов водоохранных зон и прибрежных полос, сформирован перечень потенциальных объектов-загрязнителей, находящихся в водоохранных зонах и прибрежных полосах (их более 600), осуществляется постоянный контроль за их состоянием.

Обращение с отходами

В Брестской области постоянно ведется работа по улучшению состояния окружающей среды в области обращения с отходами.

В настоящее время на территории Брестской области насчитывается 29 полигонов и 178 миниполигонов твердых коммунальных отходов.

Все объекты захоронения находятся на балансе служб жилищно- коммунального хозяйства. Службы ЖКХ имеют специальные разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.

В целях улучшения состояния окружающей среды и уменьшения негативного влияния отходов при их захоронении в области проводится постоянная работа по оптимизации сети объектов захоронения твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), реконструкции и строительству объектов захоронения отходов.

С целью  увеличения доли извлекаемых вторично-материальных ресурсов (далее — ВМР) из образующихся отходов ведется строительство, модернизация, дооснащение существующих мощностей по сортировке ТКО. Внедряется раздельный сбор ТКО во все сельские населенные пункты области. Расширяется сеть заготовительных пунктов ВМР (около 2 тыс.)

Основные виды ВМР, собираемых в области, представлены отходами бумаги, картона, стекла, полимеров, текстиля, резины.

В области действуют следующие механизмы вовлечения вторичных материальных ресурсов в гражданский оборот:

 сеть приемных (заготовительных) пунктов сбора (заготовки) вторичного сырья;

 система раздельного сбора (заготовки) коммунальных отходов посредством установки специальных контейнеров для сбора отдельных видов вторичного сырья;

 сортировка отходов на станциях (пунктах) сортировки коммунальных отходов.

Во всех районах области функционируют станции сортировки (досортировки) отходов, в городах Брест и Барановичи мусороперерабатывающие заводы.

Во всех районах области созданы пункты сбора и места временного хранения ртутьсодержащих отходов от населения. Переработка ртутьсодержащих приборов осуществляется в  д. Стригово Кобринского района ЗАО «Экология-121», а также на базе ОАО «Брестский электроламповый завод».

Сбор сложнобытовой техники (электрического и электронного оборудования) осуществляется посредством стационарных и передвижных пунктов.

В области ведутся работы по сбору отработанных элементов питания в городах и сельских населенных пунктах при осуществлении планово-регулярной очистки. Механизм сбора отработанных элементов питания установлен в утвержденных схемах обращения с отходами. Сбор отработанных батареек осуществляется посредством стационарных пунктов, расположенных в объектах торговли, образования, на участках ЖКХ.

В каждом районе области созданы площадки для сбора и временного хранения крупногабаритных отходов, отходов сложной бытовой техники, порубочных остатков, образующихся при удалении объектов растительного мира и иных видов отходов.

Для решения проблемы обезвреживания стойких органических загрязнителей субъектами хозяйствования области ежегодно проводится  инвентаризация оборудования и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, и работа, направленная на передачу выведенного из эксплуатации ПХБ-оборудования на  обезвреживание.

Контроль и ответственность за нарушения природоохранного законодательства

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» контролирующими органами в данной сфере являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды) и Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее – Госинспекция).

Сферами контрольной (надзорной) деятельности Минприроды являются:

охрана, защита, воспроизводство и использование дикорастущих растений и диких животных, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений в границах населенных пунктов, а также диких животных, не являющихся объектами охоты и рыболовства;

использование и охрана недр;

охрана атмосферного воздуха и озонового слоя;

использование и охрана вод;

обращение с отходами.

Госинспекция уполномочена осуществлять контроль за охраной и использованием:

диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства;

земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями);

древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, кроме находящейся в границах населенных пунктов и включенной в Красную книгу Республики Беларусь;

лесного фонда.

Кроме этого, Госинспекцией контролируется ведение рыболовного хозяйства и рыболовство, а также охотничьего хозяйства и охоты.

За нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды предусмотрены административная и уголовная ответственность.

Кроме того, статьей 99 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» определено, что привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране.

Перечень фактов, при установлении которых вред окружающей среде считается причиненным, указан в пункте 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042.

Согласно статье 101 названного Закона вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.

С вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства», скорректированы требования в области охраны окружающей среды.

Количество выборочных проверок значительно сократилось, в приоритете — предупредительная работа с субъектами хозяйствования по недопущению нарушений природоохранного законодательства. В частности, мониторинги предполагают возможность в добровольном порядке устранить допущенные нарушения (недостатки).

В рамках профилактической работы направляются разъяснительные письма по вопросу применения норм законодательства и предупреждения нарушения, а также требования об устранении выявленных фактов.

Техническое обеспечение контрольной (надзорной) деятельности со второго полугодия 2018 года осуществлялось с использованием квадрокоптера.

Среди основных нарушений, которые допускаются недобросовестными природопользователями, — несанкционированное размещение отходов, стоянка транспортных средств на расстоянии менее 30 метров от береговой линии, самовольное водопользование, незаконное уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, газонов, расположенных на землях населенных пунктов и др.

Наибольшее количество нарушений установлено по ст. 15.63 ч. 2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – нарушение законодательства об обращении с отходами (составлено 425 протоколов). В сфере охраны вод выявляются факты нарушения условий, установленных в разрешении на специальное водопользование.

Областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет общую координацию работы по наведению порядка на земле и благоустройству населенных пунктов. В обследовании труднодоступных и удаленных мест сотрудникам помогает квадрокоптер. Высокотехнологичный помощник расширил горизонт исследуемых территорий и уже неоднократно был задействован при выявлении фактов нарушения природоохранного законодательства. Он регулярно используется при выездах в районы. Умная техника на страже экологического контроля налетала уже более 30 часов и отмеряла порядка 390 километров.

По направлению охраны и защиты земель областным комитетом, городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды фиксируются случаи загрязнения земель химическими веществами. Кроме того, выявляются факты проведения удаления объектов растительного мира без осуществления компенсационных выплат либо, когда они проведены после удаления объектов. Подтверждались также сигналы о нарушениях, связанных с загрязнением атмосферного воздуха от источников выбросов с превышением допустимых нормативов.

Областным комитетом налажено взаимодействие с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, территориальным органом Республиканского центра аналитического контроля в области охраны окружающей среды: на основании анализа поступающих материалов (отбора проб, протоколов испытаний) проводятся контрольные действия и фиксируются факты нарушений. Также поводом к проведению разбирательства является информация государственной экологической экспертизы по Брестской области, осуществляющей процедуры государственной экологической экспертизы и  выдачи заключения о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности.

В республике 2018 – 2020 годы проходят в рамках Года малой родины, и в целях формирования единой системы контроля и отчетности ежегодно разрабатывается областной план мероприятий по наведению порядка на земле.

По инициативе облкомитета наиболее актуальные экологические вопросы выносятся на рассмотрение заседаний местных исполнительных и распорядительных органов власти. В текущем году ежемесячно на заседаниях областного исполнительного комитета рассматривались вопросы наведения порядка на земле на территории области.

Принимаемые облкомитетом организационные и контрольные меры способствуют выполнению мероприятий по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов в установленные сроки.

Ведутся работы по благоустройству и озеленению населенных пунктов, поддержанию в надлежащем состоянии территорий и объектов вдоль автомобильных дорог, на территории лесного фонда, в местах и зонах отдыха на водных объектах.

Информационная работа

На сайте Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды в рубрике «Актуально» размещено «облако» – Вопрос-Ответ». В созданной рубрике рассматриваются вопросы населения на волнующие темы, и соответствующие службы областного комитета размещают в рубрике ответы. В рубрике «Административные процедуры» можно узнать о деятельности Общественного Координационного Совета.  Еженедельно предоставляется информация по наведению порядка на земле, а также статьи  по направлениям деятельности комитета.

Областным комитетом проводиться определенная работа по подготовке и размещению информации по вопросам вызывающим широкий общественный резонанс у населения, а также об основных направлениях и результатах деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в СМИ.

Организована работа с областной газетой «Заря», районными и городскими печатными изданиями. В ряде газет созданы экологические рубрики и полосы, публикуются тематические статьи, интервью.  В региональных СМИ публикуются информация по следующим актуальным вопросам: «Борьба с инвазивными растениями»,  «Отходы-проблемы и пути решения»,  «О сборе вторичных материалов», «О сроках сбора дикорастущих ягод», «О работах на водных объектах», и др.  Аналогичная информация размещается на сайтах городских и районных исполнительных комитетов.

В эфире «Радио Брест» (FM-диапазон) работает периодическая рубрика «Экологический вестник». Выходят в эфир передачи, в новостных выпусках звучат выступления представителей областного комитета и начальников инспекций по природоохранным вопросам, наведению порядка на земле, раздельному сбору отходов.

Областным комитетом совместно с ТРК «Брест» и региональными телеканалами создаются и транслируются видеосюжеты на природоохранную тематику. На телеканале «Беларусь-4» ежемесячно выходит в эфир экологическая передача «Среда обитания», размещаются ролики социальной рекламы на экологическую тематику. Организованно взаимодействие с региональными телеканалами, такими как: «Лагуна» г. Брест; «Варяг» г. Пинск; «Интекс» г. Барановичи и др., на которых также в местном телевизионном эфире проводится показ видеороликов на актуальные природоохранные темы.

Проводится мониторинг общественного мнения по актуальным вопросам в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Практикуется изучение общественного мнения в административных районах во время проведения обследования территорий по наведению порядка на земле. Проводится ежедневный мониторинг доступных средств массой информации, интернет-ресурсов с целью выявления вопросов, волнующих население. При необходимости обеспечивается принятие оперативных мер для исправления ситуации.

Областным комитетом совместно с Брестским молодежным общественным объединением «Время земли» на интернет-ресурсе «В контакте» создана группа  молодых единомышленников и не равнодушных к экологическим проблемам. Также создана рабочая группа в «Viber» для членов Общественного координационного экологического совета.

Развитие «зеленой» экономики

Классическое понятие «зеленая» экономика сформулировано в Программе ООН по окружающей среде (или ЮНЕП) – это экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднение.

В Республике Беларусь механизмы «зеленой» экономики внедряются в соответствии с  Национальным планом действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года.

Развитию «зеленой» экономики способствуют запуск новых производств с низким уровнем выбросов и использование инновационных технологий – альтернативных и ресурсосберегающих.

В список финансируемых мероприятий программы действий Евросоюза для Беларуси на 2018 год внесен, в том числе, предложенный белорусской стороной проект «Брест – Симбио-сити» («Умный город»).

Программа SymBioCity предполагает бережное отношение к ресурсам и городской среде, использование экологических и энергоэффективных технологий. Для г. Бреста избраны восемь направлений: архитектура и строительство, городская мобильность, водоснабжение и водоотведение, озеленение и ландшафт, Интернет в городе, безопасность, образование, культура. Во исполнение пункта 24 мероприятий Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года, при непосредственном участии облкомитета, разработана Концепция умного устойчивого развития «БРЕСТ: СИМБИО СИТИ 2050» (утверждена решением Брестского городского Совета депутатов от 12.09.2018 № 15).

В настоящее время в соответствие с концепцией «БРЕСТ: СИМБИО СИТИ 2050» в городе реализуются проекты: «Парк 1000-летия г. Бреста», «Строительство набережной от ул. 17 Сентября до речного порта», «Благоустройство городской территории бывшего водозабора № 1 по ул. Ленина».

Источник — Брестский облисполком