Требования, предъявляемые к первичным учетным документам

К основополагающим принципам бухгалтерского учета и отчетности, относятся принципы правдивости, осмотрительности и нейтральности. Несоблюдение данных принципов лишает ведение бухгалтерского учета всякого смысла и делает невозможной достоверную отчетность организаций и, как следствие, некорректным налогообложение, причем, как свидетельствует практика, не просто некорректным, а чаще всего заниженным.

Подобная деятельность, направленная на уход от установленного законодательством порядка налогообложения, причиняет немалый ущерб отечественной экономике и ставит в неравные условия участников рынка.

С целью усиления борьбы с незаконным уклонением от уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет был принят Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 498) в соответствии с которым введен реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Данный Указ возлагает на участников хозяйственных операций обязанность по проверке достоверности факта совершаемых операций. В частности, организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь — также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Стоит отметить, что в ходе проведения проверок налоговые органы проводят определенную работу по выявлению фактов лжепредпринимательства, в том числе, путем анализа первичных учетных документов, проверки совершенных хозяйственных операций. В случае установлении недействительных документов, либо не подтверждения осуществления хозяйственных операций, налоговым органом производится перерасчет налогов, что зачастую приводит к их доначислению в весьма существенных суммах.

Процедура признания первичного учетного документа не имеющим юридической силы со вступлением в силу Указа № 498 по сравнению с порядком, действующим ранее, не изменилась, в связи с чем налоговый орган вправе произвести перерасчет налогов не только с момента вступления в силу Указа, но и за более ранние периоды при наличии на то соответствующих оснований.

При этом, стоит отметить, что субъектам предпринимательской деятельности предоставлено право до начала проверки осуществить налогообложение хозяйственных операций оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами, в случае каких либо сомнений в законности совершенных действий.

Более подробную информацию по вопросам применения налогового законодательства можно получить в отделах консультаций инспекций МНС по месту постановки на учет (месту жительства).

Адрес инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Ленинскому району г.Бреста: ул. Ленина, 13, каб. 312; тел. 21-26-58, 21-13-45.

Отдел консультаций инспекции МНС

по Ленинскому району г. Бреста