XVI век

Герб Бреста, используемый с XVI века

Герб Бреста, используемый с XVI века



XVI век

1500г. Осада Берестейского замка 15-тысячным войском крымского хана Менглигирея, которое сожгло предместья и отступило только после получения откупа.

Начало XVI в. Вгороде насчитывается 833 домовладельца, из которых 87— евреи.

С 1504г. В документах упоминается местная мера длины-аршин берестейский, что свидетельствует об известностигорода как торгового центра.

1504 — 1507гг. Старостой берестейским является Станислав Петрович Кишка.

1507 — 1508гг. Старостой берестейским является Василий Львовичглинский.

1508 — 1509гг. Старостой берестейским является Александр Юрьевич Гольшанский.

1509 — 1510гг. Старостой берестейским является Станислав Остикович. 



1510 — ок. 1525гг. Старостой берестейским является Юрий Иванович Ильинич.

1510г. Получение права на ежегодное проведение 3-х двухнедельных ярмарок международного значения, что указывает на важную роль Берестья в международной торговле и на его большой экономический потенциал.

1514г. Брестскому раввину Михаилу Юзефовичу присвоено званиеглавного раввина ВКЛ, через несколько лет он получил шляхетство.

1515г. На Сейме в Берестье утверждается военный статут ВКЛ, определяющий повинностигородов по несению военной службы. В случае войны Берестье должно было поставить армии ВКЛ 150 конных всадников и обеспечить денежный сбор 50 коп литовскихгрошей.

1525г. Большой пожар, в котором сгорели замок и административный центр города. Потерпевшие от пожара мещане освобождены от налогов. Вынесен запрет на строительство деревянных домов высотой более 2-х этажей.

1529 — 1547гг. Старостой берестейским является Александр Ходкевич.

1539 — 1550гг. Раввином в Бресте служит Иехиль Лурия (1510- 1573)-один из самых известных и авторитетных до настоящего времени толкователей Талмуда, чей опыт духовного познания священных еврейских текстов сохраняет несомненную ценность и в современной иудаистике.

12 апреля 1541г. В имении Роженка (предпо­ложительно на Брестчине) родился Ипатий Потей (светское имя-Адам Львович; умер в 1613г.)-писатель-полемист, государственный, политический и церковный деятель ВКЛ. Учился в Краковской академии. Был королевским секретарем. В 1580 —1589 гг.-берестейский земский судья, с 1589г. — сенатор Речи Посполитой и берестейский каштелян.  В 1590г. постригся в монахи, а в 1593г. стал воглаве Владимиро-Брестской епископской кафедры.Неоднократно менял вероисповедание и политико-религиозные воззрения. С 1599г.-Киевский униатский митрополит. Один из организаторов и идейных основателей Брестской церковной унии 1596г. Известен как автор полемических произведений на белорусском и польском языках в защиту унии: Уния… (1595), Размова берастянина с братчикам (1603), Уваскрешены Наливайка (1607), Ереси, невуцтва и политика попов и мещан Виленского братства, Гармония…, Реляция- все 1608г. В 1595г. Ипатий Потей вместе со своим единомышленником К. Терлецким посетил Рим,где присягнул папе римскому Климентию VIII на вечный союз православия с католической церковью. В 1595г. из Рима им привезена в Берестье икона Божьей Матери, которая в настоящее время почитается как чудотворная, известна как Божья Матерь Берестейская и находится в Крестовоздвиженском костелег.Бреста.

Герб Бреста 1554 года, данный королем Сигизмундом Августом в расширение муниципальных почестей1550-1570гг. Действует открытая Николаем Радзивиллом Черным первая на территории Беларуси типография, в которой работали книгоиздатели Бернард Воевудка (1553- 1554гг.), Станислав Мурмелиус (1558- 1560гг.), композитор-поэт Цыприян Базылик (1560-1570гг.). Изданы десятки различных наименований книг (история, юриспруденция, сатира и др.) на высоком художественном уровне с использованием ренессанснойграфики, наборных орнаментов, шрифтов, заставок, концовок, фигурной ксилографии и пр. В 1563г. в типографии издается Брестская (Радзивилловская) Библия на средства Николая Радзивилла Черного в переводе на польский язык с еврейского,греческого и латинского языков. Известны имена некоторых переводчиков, это-Г. Оршака, П. Статорис, Я. Тенавдас, Е. Шоман, Я. Любельчик.

15511565гг. Старостой берестейским является Николай Радзивилл Черный, сыгравший значительную роль в развитиигорода.

Печать Бреста в XVI веке города времен Великого княжества Литовского







1553г. Князем Николаем Радзивиллом Черным, берестейским старостой, основан кальвинистский сбор.

1553г. По привилею короля Сигизмунда II Августа город получает право иметьгербовую печать с изображением четырехугольной вежи на красном поле в слиянии двух рек.

1558г. В городской типографии Ян Заремба издает первый у восточных славян нотный сборник-канционал Песни хвал Боских, в котором среди прочих произведений были песни Ц. Базылика.

1563 г. В Бресте издана Брестская, или Радзивилловская, Библия на средства берестейского старосты Николая Радзивилла Черного. Издание было велико лепно иллюстрировано и являлось одним из лучших в Великом княжестве Литовском и в Польше.

Брестская Библия 1563 года1564 г. Князь Николай Радзивилл Черный на правом берегу р. Мухавец основал 2 лютеранские сельскохозяйственные колонии для вольныхголендов (голландцев-протестантов). Поселения имели названия Нейдорф и Нейбров и располагались в нескольких километрах отг. п. Домачево, в них жило 273голландца. Колонии просуществовали до Великой Отечественной войны, когда их жители были вывезены вгерманию.

1566-1587гг. Старостой берестейским является Евстафий Богданович Волович.

1566г. Берестье становится центром Берестейского воеводства. Новое воеводство получилогерб Погоню с изображениемголубого всадника на красном поле. Первым воеводой был Юрий Тышкевич. Первый каштелян-Ян Хайка. Упоминается 56 ремесленных специальностей. Ремесленники составляют около 25% населения. Вгороде 26 улиц (Бискупская, Ветряная, Виленская, Жидовская, Кустинская, Краковская, Ковальская, Кобринская, гнилая, Войтовская, Перевозная, Луцкая, Приорская, Михалкова, Свиная, Угринка, Русская, Немецкая, Налозки и др.), 1091 домовладелец и 1166 заселенных усадеб. Каждыйгорожанин имеет сенокосы, выгоны, огороды, поля и сады в предместьях. В городе есть православные монастыри Симеоновский и Рождественский, православные церкви Троицкая и Микулинская.

1566г. Упоминание о первыхгородских актерах-ими были скоморохи Тит, герасим,герман.

1566-1576гг. Берестейским воеводой является Юрий Васильевич Тышкевич.

Акт Люблинской унии 1 июля 1569 г.1-го июля 1569г. Вгороде Люблине польская Корона и Великое княжество Литовское объединились в единоегосударство-Речь Поспо-литую. Договор получил название Люблинской унии, которой предусматри­валось единовластие избираемого двумя сторонами короля, создание общих сейма, сената и денежных единиц. Объединенные государства обязывались проводить единую иностранную и военную политику. При этом сохраняли собственную административную власть, казну, армию и судопроизводство, а также в связи с этим собственные законы и язык. В результате унии у Варшавы появилась возможность играть роль столицы всей Речи Посполитой. Брест получает новые возможности для расширения культурных и экономических контактов с Западной Европой.

1569г. Основана аптека- одна из первых в Беларуси. Упоминается аптекарь из Бреста Станислав, получивший разрешение устроить в местном замке склад аптекарских вещей. Известно также, что владельцем аптеки в Бресте был Сымон Душинский (1577г.). Еще одна аптека была основана в 1583г. До 1639г. аптекой в Бресте владел Станислав Бобровский. Она выходила дверью на рынок, имела 3 шкафа, 2 ларя, столик с выдвижным ящиком для кассы, на окнах-железные решетки, рядом каменный погреб. В описаниях аптеки упоминаются 2 травника и 2 антидотария (сборники о противоядиях).

1567г. Шведские войска захватили, разграбили и сожглигород.

1576-1588гг. Берестейским воеводой являетсягаврила Ивановичгорностай.

1588г. Берестейским воеводой является Николай Павлович Сапега.

1588г. Вг. Бресте сооружены первые мостовые.

1588-1614гг. Берестейским воеводой является Криштоф Юрьевич Зенович.

1588г. Образована Брестская экономия.

1589-1592гг. Старостой берестейским является Ян Станиславович Кишка.

28 января 1591г. Издание королевской грамоты, разрешившей берестейским православным мещанам иметь братства и школы при них. Создание православного братства и школы при церкви святого Николая. Позднее возникает Колядное братство. В братских школах преподают учителя (дыдаскалы) 7 свободных наук-Тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и Квадриум (арифметика,геометрия, астрономия, музыка), практикуется хоровое пение по 5-линейной нотной системе.

1592-1595гг. В одной из братских школ г. Бреста преподает белорусский педагог-гуманист, церковный деятель, языковед, переводчик Лаврентий Зизаний (Тустановский) ?-1634 г.?). Будучи в Бресте, подготовил учебники Азбука с Лексисом и Грамматика словенска совершенного искусства осми части и слова…. Азбука делится на три раздела-материал для обучения письму и чтению, вспомогательный лексический материал, церковные полемические тексты и молитвы. Лексис- первый белорусский толковый словарь, содержащий статьи о 1061 слове, представляет собой значительное культурно-просветительное явление в истории Беларуси.

1593г. Епископ Берестейский и Владимирский Ипатий Потей даетграмоту и фундуш на основание при церкви святого Николая братства,где определен порядок богослужения перед большим алтарем. По дошедшим до нас сведениям в церкви имелся алтарь в античном стиле (в стиле ренессанс?) с позолотой и серебром, деревянными скульптурами святых, значительным количеством икон на полотне и дереве.

6 10 октября 1596г. Заключение Брестской церковной унии в церкви святого Николая, в соответствии с которой под патронатом римского папы Климентия XVIII объединялись католическая и православная церкви. Результатом этого слияния стало образование униатской (греко-католической) церкви.

15 декабря 1596г. Утверждение акта Брестской церковной унии универсалом короля Сигизмунда III Вазы с призывом признания униатских епископов.

Около 1597г. В Бресте в семье ремесленника родился белорусский общественный и религиозный деятель писатель-полемист Афанасий Филиппович. С 1620 г. он был учителем Яна Лубы, которого правительство Речи Посполитойготовило на русский престол как мнимого сына русского царя Лжедмитрия и Марины Мнишек. В 1644г. А. Филиппович арестован какгосударственный преступник за разглашениегосударственной тайны в отношении Яна Лубы, объявлен заложником за Я. Лубу и посажен в Варшавскую тюрьму, затем сослан в Киево-Печёрскую Лавру. Вышел на свободу в 1647 году. В 1648году за помощь казацким отрядам Б. Хмельницкого и распространение агитационных антиправительственных материалов расстрелян в лесу у д.гершоны под Брестом. Впоследствии на этом месте были обретены его нетленные мощи, на местегибели основан мужской монастырь. Мощи брестского святого в настоящее время нахо­дятся во Франции, небольшая их часть- в Свято-Симеоновском соборе.