XVII век

Шляхта польской Короны и Великого княжества Литовского в воеводских мундирах

Шляхта польской Короны и Великого княжества Литовского в воеводских мундирах



1604г. В город приходят монахи-бернардинцы, построившие в 1605г. деревянный монастырь и церковь.

1604г. Через город проехало 573 купца, которые привезли 200 наименований товаров на 2381 возу (металл, ткани, шапки, сукно и проч.). Торговля была тесно связана с местным ремесленным производством: из города везли воск, обувь, меха, хмель и др.

1609г. Дорога из Люблина в Вильно проходила через Брест и д. Чернавчицы.

1614-1631 гг. Берестейским воеводой является Евстафий Ян Тышкевич.

1616г. Открытие миссии иезуитов.

1619г. Упоминание о большом главном гостинце Брест-Орша длиной 500 км, который связывал ВКЛ с Люблином.

Костюмы жителей Речи Посполитой в XVII веке1619г. (1621?) Преобразование миссии иезуитов при поддержке и помощи брестского воеводы Евстафия Воловича в резиденцию. Основание иезуитского коллегиума в составе маентка Деревная с селами Мостки и Меневеж. За короткое время за счет фундушей, королевских даров и налоговых привилегий иезуиты стали собственниками 269 крестьянских хозяйств в Брестском повете, построили кирпичный завод (цагельню) и 9 корчм.

1623г. Строительство иезуитского коллегиума с аптекой и библиотекой. Библиотека насчитывала около 2 тысяч томов на латинском, немецком, греческом, французском и др. языках. В коллегиуме преподавали 7 вольных наук, а также богословие, греческий и латинский языки. При содействии канцлера ВКЛ Л. Сапеги Я. Галинским для иезуитов строится каменная базилика им. Иоанна Крестителя и св. Анны.

1624г. На средства Гелены Копцевой из рода Дульских построен женский бернардинский монастырь, просуществовавший до 1831 года.

1631-1635 гг. Берестейским воеводой является Александр Людвик Радзивилл.

1631г. Строительство деревянного бригитского костела.

1632г. Брестский воеводский соймик принимает решение о поголовном участии шляхты в выборах короля Владислава.

Казимир Лыщинский4 марта 1634г. В 20 верстах от Бреста в фольварке Лыщицы родился мыслитель Казимир Лыщинский. Учился в Брестском иезуитском коллегиуме. В 1658 г. вступил в орден иезуитов в Кракове, где продолжал образование. Затем проходил подготовку в Калише в четырехлетней студии, готовившей преподавателей для иезуитских школ. Преподавал во Львове, с 1665г. являлся помощником ректора Брестского иезуитского коллегиума. В 1666г. оставил орден иезуитов. Женился и поселился в своем родовом имении Лыщицы. На Сеймы Речи Посполитой в Варшаве 1669, 1670,1672, 1674 гг. выбирался послом от шляхты Брестского воеводства. Привилеем короля Яна IIIСобесского в 1682 году назначен на должность брестского подсудка. Имел репутацию объективного и справедливого судьи. Был участником трибунальских судов, писарем королевского суда. Пользовался авторитетом и популярностью в шляхетском сословии за свою общественную деятельность. В маентке Лыщицы открыл школу. Учил детей шляхты и крестьян. Изучал философию, историю и природоведение. Немецкий историк Сейлер отмечал, что еще в иезуитском коллегиуме К.Лыщинский пытался выяснить «всякие грешные вопросы», высказывал парадоксальные мысли о Боге и о религии. Результатом этих исканий явился рукописный трактат на 530 страницах «О несуществовании Бога». Дошло только 5 тезисов этого произведения из материалов судебного процесса, опубликованных польским историком А.Новицким в 1957 г., и эпитафия, сочиненная самим К.Лыщинским. Он был весьма деятельным и хозяйственным человеком. Умело ведя хозяйство, разбогател и помогал своим братьям, даже давал взаймы соседям. Благотворительность оказалась роковой: чтобы не возвращать долг в размере 100тысяч талеров, его друг и сосед Ян Казимир Бжоска украл у К.Лыщинского 15 тетрадей трактата «О несуществовании Бога», книгу протестантского теолога Альстеда «Естественная теология» с ремарками К.Лыщинского на полях («Мы, атеисты, так не думаем», «Значит, Бога нет» и др.). На основе этого был составлен донос Виленскому епископу К.Бжастовскому, после чего К.Лыщинский был арестован. В 1687 г. духовный суд принял решение сжечь К.Лыщинского живым на костре за тяжкое преступление, каковым является атеизм. Постановление духовного суда вызвало протест брестских мещан и шляхты за нарушение шляхетских привилегий, в соответствии с которыми шляхтича не имели права судить в духовном суде. Подкоморий Писаржевский обвинил католическое духовенство в желании ввести в ВКЛ испанскую инквизицию. Рассмотрев протест, Литовский трибунал отменил приговор. Возмущенные оправданием атеиста епископы добились в феврале 1688 г. направления дела К.Лыщинского на Сейм в Гродно. Сейм дела не рассматривал, поэтому К.Лыщинского освободили. Епископы и Бжоска добились передачи дела в Варшавский сеймовый суд, используя для этого протекцию 17 епископов во главе с папским нунцием. 28 февраля 1689 г. К. Лыщинскому был вынесен приговор о сожжении на костре. В течение месяца его уговаривали отречься от своих взглядов. Когда 28 марта 1689 года приговор был зачитан, К.Лыщинский обратился к королю с просьбой заменить сожжение на отсечение головы. Ян III Собесский дал на это согласие. 30 марта 1689 г. на старом рынке в Варшаве Лыщинский был обезглавлен, а затем сожжен. Его прах вывезли за Варшаву, зарядили в пушку и выстрелили. В историю Беларуси К.Лыщинский вошел не только как мыслитель, педагог и общественный деятель, но и как высокоморальный и достойный человек, на защиту которого становились современники, пытавшиеся противостоять церковному диктату.

Воинство Речи Посполитой в первой половине XVII века1634г. С этого года в брестском иезуитском коллегиуме разрешается преподавать только педагогам, имеющим звание профессоров.

1634г. Основание костела и монастыря доминиканцев, строительство которых завершилось к 1696г. Интерьер костела украшали 7 деревянных позолоченных алтарей. При монастыре был сад.

1635-1638 гг. Берестейским воеводой является Ян Раковский.

1638г. Судебная тяжба между Берестейским магистратом с одной стороны и монашескими орденами августинцев, доминиканцев, бригиток, базилиан с другой стороны, которые обвинялись в самовольном захвате и застройке городских земель. После продолжительных разбирательств тяжба была выиграна городским магистратом, получившим материальные сатисфакции.

1638-1642гг. Берестейским воеводой является Николай Николаевич Сапега.

15 августа 1641г. Городская рада принимает решение о строительстве новой ратуши.

1642-1645гг.Берестейским воеводой является Теофил Тризна.

Костюмы жителей Речи Посполитой в XVII векеСередина XVII века. В результате миграции население города в сравнении с предыдущим столетием увеличилось в 2 раза. На 49 улицах Берестья размещалось 1256 домов, население составляло около 11 тысяч человек. В городе работали 14 ремесленных цехов, которые объединяли мастеров 48 профессий. 5 цехов составляли представители одной профессии, 1 цех имел более 10 профессий. Цеховые уставы утверждались магистратом. Цехи должны были получать специальную королевскую грамоту, закреплявшую их права, после чего заносились в городскую книгу. Во главе цеха стоял избираемый цехмистер, в больших цехах могло быть несколько цехмистеров. У каждого цеха имелись собственный устав, документы о привилегиях, печать, цеховая хоругвь и бубен. Часто цехи собирали налоги со своих членов в пользу города. Ремесленники, занимавшиеся производством вне цехового объединения, преследовались и назывались «портачами», т.к. качество их продукции не проверялось цеховыми контролерами.

1645-1653гг. Берестейским воеводой является Андрей Масальский.

1648-1654гг. Кровавые военные действия, вылившиеся в безжалост­ную гражданскую войну между различными сословиями ВКЛ, под­державшими казаков или воевавшими с отрядами казацких повстанцев, поднявших восстание под предводительством Б.Хмельницкого. В Бресте и в окрестностях происходят вооруженные столкновения между крестьянами и мещанами с одной стороны и шляхтой с другой. Сильное разрушение Бреста. По воспоминаниям львовского подкомория Мостовского, ехавшего через Брест в 1649 г., «дворы шляхетские все в пепел превращены». Разрушение города довершили отряды немецких, шведских и венгерских наемников, которые собирались у Бреста, чтобы пополнить войска князя Януша Радзивилла, подавлявшего смуту.

1649г. Голод.

1649г. Неурожай.

1650 г. На печати изображается городской герб в виде барочного картуша, на котором — лук со стрелой и натянутой тетивой. Стрела направлена вверх.

1653-1659 гг. Берестейским воеводой является Максимилиан Бржозовский.

1653-1658 гг. Эпидемия сыпного тифа.

1654— 1667 гг. Военные действия на Брестчине во время страшной русско-польской воины, смутное и трагическое время, названное историками «потопом».

Гибель тысяч людей. Значительные материальные потери. До начала военных действий в Бресте было 1500 дворов, после «потопа» осталось 869 (в каждом дворе жило 5-6 человек). Таким образом, погибло или умерло более 3-х тысяч горожан (примерно 1/3 городского населения). О событиях этого времени польский писатель Г. Сенкевич написал исторический роман «Потоп». О страшных последствиях этой войны для Беларуси еще до недавнего времени практически ничего не было известно. О трагических для нации событиях того времени впервые объективно написал молодой белорусский историк Г. Саганович в книге «Неизвестная война».

1655г. Начало укрепления брестского замка по распоряжению короля

Яна II Казимира.

1655-1657 гг. Захват и уничтожение города шведскими войсками.

1655-1658 гг. Эпидемия, от которой умерло около 2-х тысяч берестейцев.

22 марта 1659 г. Варшавский сейм принимает постановление «О чеканке монеты», в соответствии с которым в Бресте решено открыть монетный двор. Однако же работать он начал с 4 декабря 1665 г. Брестским монетным двором было выбито 240 миллионов 680 тысяч 150 медных солидов. На солидах изображался герб «Погоня». 28 декабря 1666 г. в Речи Посполитой былизакрыты все монетные дворы, в т.ч. и брестский.

1659-1664 гг. Берестейским воеводой является Казимир Людвик Евлашевский.

1660г. Опустошение Брестчины русскими войсками под предводитель-

ством князя Хованского.

27 июля 1661г. Король Ян Казимир дал брестским мещанам привилей насбор мостового дохода.

1664-1666 гг. Берестейским воеводой является Якуб Кунцевич.

1667г. В документах отмечается, что из-за многочисленных военных действий в пустошь превратилось 55% пахотной земли. Даже через 20 лет после «потопа» (русско-польской войны) в 1679—1680 гг. в Брестской экономии было 19 % пустующих земель.

1667г. Берестейским воеводой является Криштоф Станислав Савицкий.

1667-1672 гг. Берестейским воеводой является Криштоф Пекарский.

1672-1702 гг. Берестейским воеводой является Стефан Курч.

1682г. На реках Буг и Мухавец возле Бреста работает 10 мельниц.

1696-1760-е гг. В эти годы при иезуитском коллегиуме работает школьный театр.